ЯКОВЛЕВ Василий Петрович

ЯКОВЛЕВ Василий Петрович
ЯКОВЛЕВ Василий Петрович

ЯКОВЛЕВ Василий Петрович

(1923-1998)

Воинское звание – младший сержант

06.43 с. ыҥырыллыбыт, 03.48 с. эргиллэн кэлбит. 1998 с. өлбүт, Тиит Эбэҕэ көмүллүбүт

1923 сыллаахха II Малтааныга төрөөбүтэ. Сэрии саҕаланыытыгар оскуоланы бүтэрэн Сиинэ леспромхоһугар үлэлии сылдьыбыта. Фроҥҥа ыҥырыллар бэбиэскэни кэтэһэрэ. 1942 с. комсомолецтары Хачыкаакка суол тутуутугар ыҥырбыттарыгар барбыта. Ахтыытыгар бу суол тутуутугар олус ыарахан байыаннай кэм эрэсииминэн үлэлииллэрин, аччыктыылларын, элбэх ыччат тулуйбакка эрэйи көрөллөрүн, эбиитигэр барыларын киэһэ үлэ кэнниттэн мунньан, байыаннай үөрэххэ энчирэппэккэ үөрэтэллэрин суруйбута. Ол сырыттаҕына саас 1943 с. сэриигэ ыҥырыллыбыта. Сыл аҥарын быһа полковой оскуолаҕа түбэһэн, сэрии сэбин үөрэтэн, хамандыыр буоларга уһуллан младшай сержант сыбаанньалаах биллибит 76 разъезка Борзя станцияҕа Читинскай уобаласка түбэһэн, мотострелковай полкаҕа отделение хамандыырынан ананар. 1945 с. бэс ыйыттан арҕаа фронтан илин диэки сэрии бөҕөтө кэлэн Манчжурскай границаҕа тоҕуоруспуттара. Атырдьах ыйын 8 күнүгэр сэрии саҕаламмыта. Японецтар күүскэ бөҕөргөтүммүт сирдэринэн хайалар уонна улахан Хинган хайалар тэллэхтэрэ этилэр. Япония императорскай аармыйата дэнэр сэриилэр мөлүйүөнтэн тахса саллааттардааҕа, 17 бөҕөргөтүммүт пууннардааҕа, бетон доттар, катакомбалар хайа быыстарыгар элбэх этилэр. Бу хайаларга элбэх советскай саллаат өлбүтэ. Василий хаста да өлөр өлүүгэ киирэ сыспыта: онтон биирэ — разведкаҕа баран иһэн тоһуурга түбэһэн.

Кинилэр чаастарын хайа быыстарыгар хаалбыт самурайдары тобоҕолуурга хаалларбыттара. Кини танковай биригээдэтэ улахан утарсыылары көрсүтэлээн, Харбин бөҕөргөтүнүүтүн үлтү сынньан Мугден куоракка Квантунскай армия салалтатын билиэн ылан, Порт-Артурга тиийбиттэрэ. Япония сэриилэрэ туох баар оҥостубут муосталарын чугуруйалларыгар барытын үлтү тэптэрэллэрэ. Сэрии бүппүтүн кэннэ Василий Петрович өссө 3 сыл сулууспалаабыта уонна 1948 с. эргиллэн кэлбитэ. 1995 с. сержаны өр сылларга көрдөөбүт бойобуой наҕараадата — «Хорсунун иһин» мэтээлэ булбута.

Төннөн кэлэн 2 сыл оройуон хаһыатыгар үлэлээбитэ, райкомҥа инструктордаабыта, онтон ымыы оҥостубут баҕа санаатын толорон, пединститутка үөрэнэн, 1955 с. учуутал дипломун туппута. Өссө 1958 с. СГУ ИФФ кэтэхтэн бүтэрэн нуучча тылын учууталын идэтин баһылаабыта. Ол кэмтэн ыла оройуон оскуолаларыгар учууталынан, үөрэх чааһыгар директоры солбуйааччынан, директорынан үлэлээбитэ. 1969-1982 сс. I Дьөппөн санаторнай оскуолатыгар үөрэх чааһыгар директоры солбуйааччынан үлэлээбитэ.

Нэһилиэк олоҕор көхтөөхүк кыттара, оройуон хаһыаттарын общественнай корреспондена буолан, оройуон дьоһун дьонун, олоҕун сырдатара. Наҕараадалара:  «Хорсунун иһин», «Германияны кыайыы иһин», «Японияны кыайыы иһин», «50 лет в КПСС» уо.д.а. мэтээллэр Аҕа дойду сэриитэ II истиэпэннээх уордьана.

 

Он воевал с мечтой стать учителем

По-разному складывается судьба человека, и не каждому суждено претворить на деле и посвятить всю жизнь юношеской мечте. Василий Петрович Яковлев, ветеран Великой Отечественной войны, проживающий ныне в с.Тит-Эбэ, мечтал стать учителем еще до войны. Это его желание не изменили и фронтовые дороги. Получив диплом учителя в далеком 1955 году после окончания учительского института, он пошел дальше, и в 1958 окончил заочно русское отделение ИФФ Якутского госуниверситета. Проработал в Октемской средней школе восемь лет учителем и завучем, пять лет был директором Улахан-Анской школы, а с 1969 по 1982 год был бессменным завучем I Жемконской санаторной школы-интерната, до самого выхода на пенсию…

Начало войны Василий Яковлев встретил, работая в Синском леспромхозе. Конечно, велико было тогда желание идти на фронт, но, как говорится, не пришло еще его время. В ожидании повестки Василий вместе с другими комсомольцами, следуя единому порыву, в 1942 году поехал в Качикатцы на строительство автодороги. И только через год, в мае 1943 года, пришла повестка из военкомата. Проводы были недолгими, и с первым же пароходом призывники простились с родными берегами, со своими односельчанами.

Василий вместе с некоторыми земляками попал в полковую школу. Еще полгода длилось обучение, знакомство с основами стратегии и тактики, со всеми видами стрелкового оружия, и только после этого в начале 1944 года Василий со свежими лычками младшего сержанта на погонах попал в свою часть на известном всем 76-м разъезде близ пограничной Борзи в Читинской области. В. Яковлев был назначен командиром отделения мотострелкового полка.

Развязка была близка, и затишье перед бурей было нарушено сразу после салютов Победы, когда в мае-июне пошли эшелоны с войсками с западных фронтов и наши войска двинулись через Монголию в Керуленд-Гол к Маньчжурской границе. Спустя месяц с небольшим, в ночь с 8 на 9 августа войска перешли границу и углубились с боями в Маньчжурию.

Японцы готовились к войне основательно, о чем говорили начинающиеся от границы три линии обороны, самой неприступной из которых считалась третья в подножиях гор Хайлар и Большой Хинган. У Василия Петровича и сейчас свежи в памяти те дни жарких боев в пустыне и в горах. Императорская армия, имевшая этот титул из-за своего главнокомандующего генерал-лейтенанта Ямады — особы, приближенной к императору Японии, насчитывала более миллиона солдат и офицеров. На границе японцы имели 17 сильно укрепленных пунктов по линиям обороны, было несметное число бетонированных дотов, были и укрепления в скалах и катакомбах. Так что нельзя думать, что наши войска не встретили большого сопротивления, ибо за этот месяц боев немало солдат геройски погибло в пустыне и в горах.

Пару раз Василий Петрович был на волосок от смерти, особенно когда их разведрота на двух машинах попала в засаду. Видел он и фанатизм самураев. Ему не суждено было идти дальше Хингана, так как их часть осталась «выкуривать» японцев из скал. Две танковые бригады, которые пошли дальше, с неимоверными усилиями и с немалыми потерями перешли через горные перевалы и, раздавив под гусеницами Харбинский укрепрайон, взяли в Мугдене в плен командование Квантунской армии и дошли до Порт-Артура. Японцы сопротивлялись отчаянно, при отступлении они уничтожали все коммуникации, мосты, и тем не менее решительность наших солдат позволила уже 9 сентября провести в Мугдене парад Победы и тем самым отметить окончание второй мировой войны.

Последними из японцев сдались, не ослушавшись приказа, оборонявшиеся в горах Большого Хингана. Но их военачальники, выйдя из катакомб, расплакались от досады, увидя, какими силами их осаждал неприятель: мы, мол, если бы знали, могли бы выйти и раздавить вас…

Сержант Василий Яковлев был любознателен и потому он знает и помнит все события тех времен. Для него было все интересно, и он все это запоминал, ибо знал, что потом он сможет рассказать своим ученикам (мечта стать учителем еще более окрепла).

Василий Петрович служил после Победы еще три года и лишь в 1948 году вернулся домой. Грудь фронтовика-гвардейца украшали орден Отечественной войны 2 степени и многие медали. В феврале 1995 года у Василия Петровича был счастливый миг — он получил искавшую его полвека солдатскую награду — медаль «За отвагу».

Когда В.П. Яковлев вернулся из армии, здесь ему была предложена работа в районной газете «Знамя Советов», и он два года проработал в редакции ответсекретарем, затем до поступления в институт был инструктором райкома партии.

Говорят, один раз проработав в газете, уже невозможно отказаться от творческого «зуда» в голове и в руках. Так это, видимо, и есть, ибо сейчас Василий Петрович является одним из активнейших общественных корреспондентов нашей газеты, он один из тех беспокойных людей, думающих о благе других.

С. Скрябин,

«Ленские маяки», 8 мая 1995 г.