STEAM — технология  в ДОУ: воспитание технолидеров будущего

Из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад № 5 «Брусничка»

 

Введение

        В современном мире всестороннее гармоничное развитие ребенка невозможно без использования инновационных технологий. Наши дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. Сделать процесс обучения и воспитания более интересным и эффективным помогает активно входящая в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций STEAM-технология, направленная на подготовку детей с раннего возраста к жизни в высокотехнологичном развитом мире.

           STEАM-технология – инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics Таким образом, STEAM — образование – это перспективная технология гармоничного планомерного обучения, включающая в себя совокупность естественных наук, инженерии, технологии, творчества  и математики.

Описание практики

        С 2018 года МБДОУ ЦРР детский сад № 5 «Брусничка» является участником инновационного федерального проекта по апробации парциальной модульной программы «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.). Цель практики – развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через внедрение образовательных модулей STEАM-технологии.

        Программа STEAM-образования реализуется в ДОУ в формате кружковой деятельности, включающей в себя развивающие занятия с детьми по шести образовательным модулям: Коллектив ЦРР «Брусничка» с благодарностью коллегам – авторам модулей – творчески интерпретирует и внедряет модули в практическую деятельность. Все модули включают в себя задания, игры и упражнения, которые стимулируют интеллектуальное развитие,   дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

        Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля» направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей. В процессе игры дошколята с большим интересом и с удовольствием играют с дидактическим игровым пособием, создают различные композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности, логическое, пространственное, образное мышление и речь.

        Образовательный модуль «Математическое развитие» включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы, абаки, счёты, математические конструкторы и др. по направлениям математического развития. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретают навыки конструирования, общения, развивают воображение и творческий потенциал.

        Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»   позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы в лабораториях профессора Знайки:  «Вода», «Воздух», «Магнит», «Звук» и др. Уникальная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» предоставляет возможность проведения настоящих научных опытов с использованием наглядной демонстрации с помощью датчиков.

        Образовательный модуль «LEGO-конструирование» направлен на развитие фантазии, воображения, абстрактного, инженерного мышления детей. Возможности современных LEGO-конструкторов практически безграничны. В процессе ознакомления с конструктором HUNA-MRT, базовыми наборами LegoWeDo и WeDo 2.0 дети узнают много нового и интересного и с большим интересом и удовольствием работают с электронными  схемами, строят модель, программируют и обыгрывают ее.

        Образовательный модуль «Робототехника» направлен на развитие технических творческих навыков и умений, получение опыта проектной работы. Он в увлекательной игровой форме знакомит детей с сенсорными устройствами и программируемой техникой, формирует  основы  программирования, конструирования и моделирования. Малыши учатся работать в команде и презентовать готовый проект, что, несомненно, пригодится им в дальнейшем в школе.

        Образовательный модуль «Мультстудия — Я творю мир» – это волшебное место, где дети узнают, как создаются любимые мультфильмы, в том числе, во всемирно известной студии Disney, знакомятся с известными мультипликаторами, учатся самостоятельно делать анимацию – придумывают и создают свои собственные мультфильмы. И какую гордость и радость испытывают юные аниматоры, а вместе с ними их родители и педагоги, когда их имена называются в числе авторов мультфильма!

        Обязательным условием успешной работы по данной технологии является создание развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в «Брусничке» создан STEAM – парк, где имеются условия для интеграции всех образовательных модулей STEАM-технологии;  обеспечена доступность игровых пособий, материалов, оборудования для их   деятельности.

        Приобретено оборудование для научно-технического творчества: цифровая  лаборатория «Наураша»; мультипликационная студия «Я творю мир»; конструкторы ЛЕГО; современные развивающие конструкторы, в том числе LegoEducationWedo 2.0; LEGO SOFT, LEGO DUPLO, Планета STEAM, STEM-наборы «Робомышь» и «Робопчела». Имеется необходимое оборудование и для опытно-экспериментальной работы: микроскоп с набором для микроисследований, наборы «Лаборатория воды», «Лаборатория воздуха». Все это создает безграничные возможности для формирования образовательной, цифровой и РПП среды с акцентом на любое направление STEАM-образования детей дошкольного возраста.

        В целях внедрения STEАМ-технологии в образовательный процесс педагоги «Бруснички» прошли курсовую подготовку, постоянно повышают профессиональный уровень, участвуя в обучающих семинарах и вебинарах по данному направлению.  В 2020 г. сформирована творческая группа педагогов, которыми запущен проект «STEАM — образование детей дошкольного возраста: технолидеры будущего».

        Результативность практики

        Практический опыт по внедрению и апробации парциальной модульной программы «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» показал положительную динамику в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы:

  • дети проявляют активный познавательный интерес, творческое воображение, самостоятельность;
  • дети увлечены точными науками, информационными технологиями, творческой деятельностью: созданием мульфильмов, лего-конструированием, робототехникой;
  • они стали коммуникабельнее, общительнее; сплоченнее;
  • команда «Юные конструкторы» МБДОУ «Брусничка» – дипломант II и III степени республиканских конкурсов детского технического творчества «Я – инженер» (2018, 2019 гг.);
  • команда «Лего — самоделкин» – финалист Всероссийского чемпионата FIRST RUSSIA ROBOTICS CHAMPIONSHIP в категории FLL JuniorDiscovery (2020 г.);
  • созданный воспитанниками «Бруснички» мультфильм «Репка» удостоен диплома III степени  по итогам международного конкурса методических разработок «STEAM – педагог»;
  • в своем юном возрасте наши дети – участники международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир»!
  • воспитанники «Бруснички» – победители, дипломанты и лауреаты многих муниципальных и республиканских конкурсов и фестивалей по робототехнике и техническому творчеству (подробнее об этом читайте в Приложении 1).

Заключение

        Таким образом, практика работы МБДОУ «Брусничка» убедительно доказала, что STEAM-образование – формула успеха дошкольного детства. По сравнению с традиционными методами обучения данная технология позволяет эффективно совместить теорию и практические навыки, развивать интеллектуальные способности детей, вовлекать их в научно-техническое творчество. И как же здорово наблюдать за детьми, видеть в их глазах восхищение и восторг, когда они в реальном времени делают свои маленькие, но удивительные и ценные открытия  и своими руками творят «чудеса»!

        Опыт работы детского сада «Брусничка» по внедрению STEAM-технологии в образовательный процесс был освещен в журнале «Хангаласское образование» (№ 5, 2020 г.); презентовался на сентябрьском совещании педагогических работников Хангаласского улуса (2021 г.) и был представлен как лучшая практика дошкольного образования на выездном заседании СОНО «Образовательный союз» (г.Москва) в Хангаласском улусе (22 сентября 2021 г).

         Мы планируем продолжить практику по данному направлению через реализацию проекта «STEM — образование детей дошкольного возраста: технолидеры будущего». И кто знает, может, наши дети вырастут и станут замечательными инженерами, архитекторами, изобретателями, технологами или математиками – технолидерами будущего, и мы – педагоги и родители – будем гордиться ими!

                                                          В.В.Фролова, заведующая МБДОУ ЦРР «Брусничка»

 

 

 

                                                                                                                               Приложение 1

 

Достижения воспитанников МБДОУ «Брусничка» в научно технических конкурсах

 

 

Принимая участие в мероприятиях, наши воспитанники  достигают победы в различных научно технических конкурсах: Сальченко Алексей. Диплом 1 степени. X Всероссийская научно-практическая конференция «Мои первые шаги в науку», Команда «Лего-самоделкин». Диплом победителя в номинации «Сложность и оформление».  Региональный этап Всероссийского Чемпионата «FIRST RUSSIA ROBOTICS CHAMPIONSHIP», Епифанова Алена и Строева Пелагея. Диплом победителя в номинации «Самый актуальный проект». VII Открытый республиканский фестиваль по робототехнике «Парад роботов» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

АртахиноваАмелия и Сергеева Анна. Диплом 3 степени IX Республиканский дистанционный конкурс научно-технического творчества детей «Ай-роботы», Епифанова Алена Лауреат 3 степени

II Республиканский фестиваль –конкурс по SOFT-компетенциям «Я лидер»  для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Команда «Конструкторы» Диплом победителя в номинации

«Научно-техническое  творчество». Конкурс «100 новых имён Хангаласского улуса» по итогам 2021-2022 учебного года и улусного фестиваля детского творчества и спорта, посвященного 100-летию образования ЯАССР, Абдразакова Арина Диплом победителя в номинации «Приглашение на бал».

Международный конкурс технического творчества «Осенний бал роботов. Праздник урожая» и т. д.

 

Реализация работы по STEAM образованию также  способствует:

— реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

— обеспечению работы в рамках ФОПДО;

— формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

— удовлетворённости  родителей в образовательных услугах детского сада;

— повышению профессионального уровня педагогов;

— участию педагогов в конкурсах различных уровней;

— участию воспитанников ДОУ в фестивалях и конкурсах.

Таким образом, благодаря использованию образовательных модулей STEAM в дошкольных образовательных учреждениях, дети вовлекаются в научно-творческую деятельность, развивают качества, необходимые для командной работы, получают инженерные навыки, повышают уровень логического мышления.

Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!

И кто знает, может,  мы сумеем   вырастить следующее поколение уникальных архитекторов, дизайнеров или мыслителей.