STEAM — технология в ДОУ: воспитание технолидеров будущего
Из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад № 5 «Брусничка»
Введение
В современном мире всестороннее гармоничное развитие ребенка невозможно без использования инновационных технологий. Наши дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. Сделать процесс обучения и воспитания более интересным и эффективным помогает активно входящая в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций STEAM-технология, направленная на подготовку детей с раннего возраста к жизни в высокотехнологичном развитом мире.
STEАM-технология – инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics Таким образом, STEAM — образование – это перспективная технология гармоничного планомерного обучения, включающая в себя совокупность естественных наук, инженерии, технологии, творчества и математики.
Описание практики
С 2018 года МБДОУ ЦРР детский сад № 5 «Брусничка» является участником инновационного федерального проекта по апробации парциальной модульной программы «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.). Цель практики – развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через внедрение образовательных модулей STEАM-технологии.
Программа STEAM-образования реализуется в ДОУ в формате кружковой деятельности, включающей в себя развивающие занятия с детьми по шести образовательным модулям: Коллектив ЦРР «Брусничка» с благодарностью коллегам – авторам модулей – творчески интерпретирует и внедряет модули в практическую деятельность. Все модули включают в себя задания, игры и упражнения, которые стимулируют интеллектуальное развитие, дошкольника с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля» направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей. В процессе игры дошколята с большим интересом и с удовольствием играют с дидактическим игровым пособием, создают различные композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности, логическое, пространственное, образное мышление и речь.
Образовательный модуль «Математическое развитие» включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы, абаки, счёты, математические конструкторы и др. по направлениям математического развития. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретают навыки конструирования, общения, развивают воображение и творческий потенциал.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы в лабораториях профессора Знайки: «Вода», «Воздух», «Магнит», «Звук» и др. Уникальная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» предоставляет возможность проведения настоящих научных опытов с использованием наглядной демонстрации с помощью датчиков.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование» направлен на развитие фантазии, воображения, абстрактного, инженерного мышления детей. Возможности современных LEGO-конструкторов практически безграничны. В процессе ознакомления с конструктором HUNA-MRT, базовыми наборами LegoWeDo и WeDo 2.0 дети узнают много нового и интересного и с большим интересом и удовольствием работают с электронными схемами, строят модель, программируют и обыгрывают ее.
Образовательный модуль «Робототехника» направлен на развитие технических творческих навыков и умений, получение опыта проектной работы. Он в увлекательной игровой форме знакомит детей с сенсорными устройствами и программируемой техникой, формирует основы программирования, конструирования и моделирования. Малыши учатся работать в команде и презентовать готовый проект, что, несомненно, пригодится им в дальнейшем в школе.
Образовательный модуль «Мультстудия — Я творю мир» – это волшебное место, где дети узнают, как создаются любимые мультфильмы, в том числе, во всемирно известной студии Disney, знакомятся с известными мультипликаторами, учатся самостоятельно делать анимацию – придумывают и создают свои собственные мультфильмы. И какую гордость и радость испытывают юные аниматоры, а вместе с ними их родители и педагоги, когда их имена называются в числе авторов мультфильма!
Обязательным условием успешной работы по данной технологии является создание развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в «Брусничке» создан STEAM – парк, где имеются условия для интеграции всех образовательных модулей STEАM-технологии; обеспечена доступность игровых пособий, материалов, оборудования для их деятельности.
Приобретено оборудование для научно-технического творчества: цифровая лаборатория «Наураша»; мультипликационная студия «Я творю мир»; конструкторы ЛЕГО; современные развивающие конструкторы, в том числе LegoEducationWedo 2.0; LEGO SOFT, LEGO DUPLO, Планета STEAM, STEM-наборы «Робомышь» и «Робопчела». Имеется необходимое оборудование и для опытно-экспериментальной работы: микроскоп с набором для микроисследований, наборы «Лаборатория воды», «Лаборатория воздуха». Все это создает безграничные возможности для формирования образовательной, цифровой и РПП среды с акцентом на любое направление STEАM-образования детей дошкольного возраста.
В целях внедрения STEАМ-технологии в образовательный процесс педагоги «Бруснички» прошли курсовую подготовку, постоянно повышают профессиональный уровень, участвуя в обучающих семинарах и вебинарах по данному направлению. В 2020 г. сформирована творческая группа педагогов, которыми запущен проект «STEАM — образование детей дошкольного возраста: технолидеры будущего».
Результативность практики
Практический опыт по внедрению и апробации парциальной модульной программы «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» показал положительную динамику в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы:
- дети проявляют активный познавательный интерес, творческое воображение, самостоятельность;
- дети увлечены точными науками, информационными технологиями, творческой деятельностью: созданием мульфильмов, лего-конструированием, робототехникой;
- они стали коммуникабельнее, общительнее; сплоченнее;
- команда «Юные конструкторы» МБДОУ «Брусничка» – дипломант II и III степени республиканских конкурсов детского технического творчества «Я – инженер» (2018, 2019 гг.);
- команда «Лего — самоделкин» – финалист Всероссийского чемпионата FIRST RUSSIA ROBOTICS CHAMPIONSHIP в категории FLL JuniorDiscovery (2020 г.);
- созданный воспитанниками «Бруснички» мультфильм «Репка» удостоен диплома III степени по итогам международного конкурса методических разработок «STEAM – педагог»;
- в своем юном возрасте наши дети – участники международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир»!
- воспитанники «Бруснички» – победители, дипломанты и лауреаты многих муниципальных и республиканских конкурсов и фестивалей по робототехнике и техническому творчеству (подробнее об этом читайте в Приложении 1).
Заключение
Таким образом, практика работы МБДОУ «Брусничка» убедительно доказала, что STEAM-образование – формула успеха дошкольного детства. По сравнению с традиционными методами обучения данная технология позволяет эффективно совместить теорию и практические навыки, развивать интеллектуальные способности детей, вовлекать их в научно-техническое творчество. И как же здорово наблюдать за детьми, видеть в их глазах восхищение и восторг, когда они в реальном времени делают свои маленькие, но удивительные и ценные открытия и своими руками творят «чудеса»!
Опыт работы детского сада «Брусничка» по внедрению STEAM-технологии в образовательный процесс был освещен в журнале «Хангаласское образование» (№ 5, 2020 г.); презентовался на сентябрьском совещании педагогических работников Хангаласского улуса (2021 г.) и был представлен как лучшая практика дошкольного образования на выездном заседании СОНО «Образовательный союз» (г.Москва) в Хангаласском улусе (22 сентября 2021 г).
Мы планируем продолжить практику по данному направлению через реализацию проекта «STEM — образование детей дошкольного возраста: технолидеры будущего». И кто знает, может, наши дети вырастут и станут замечательными инженерами, архитекторами, изобретателями, технологами или математиками – технолидерами будущего, и мы – педагоги и родители – будем гордиться ими!
В.В.Фролова, заведующая МБДОУ ЦРР «Брусничка»
Приложение 1
Достижения воспитанников МБДОУ «Брусничка» в научно технических конкурсах
Принимая участие в мероприятиях, наши воспитанники достигают победы в различных научно технических конкурсах: Сальченко Алексей. Диплом 1 степени. X Всероссийская научно-практическая конференция «Мои первые шаги в науку», Команда «Лего-самоделкин». Диплом победителя в номинации «Сложность и оформление». Региональный этап Всероссийского Чемпионата «FIRST RUSSIA ROBOTICS CHAMPIONSHIP», Епифанова Алена и Строева Пелагея. Диплом победителя в номинации «Самый актуальный проект». VII Открытый республиканский фестиваль по робототехнике «Парад роботов» детей дошкольного и младшего школьного возраста.
АртахиноваАмелия и Сергеева Анна. Диплом 3 степени IX Республиканский дистанционный конкурс научно-технического творчества детей «Ай-роботы», Епифанова Алена Лауреат 3 степени
II Республиканский фестиваль –конкурс по SOFT-компетенциям «Я лидер» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Команда «Конструкторы» Диплом победителя в номинации
«Научно-техническое творчество». Конкурс «100 новых имён Хангаласского улуса» по итогам 2021-2022 учебного года и улусного фестиваля детского творчества и спорта, посвященного 100-летию образования ЯАССР, Абдразакова Арина Диплом победителя в номинации «Приглашение на бал».
Международный конкурс технического творчества «Осенний бал роботов. Праздник урожая» и т. д.
Реализация работы по STEAM образованию также способствует:
— реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
— обеспечению работы в рамках ФОПДО;
— формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
— удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
— повышению профессионального уровня педагогов;
— участию педагогов в конкурсах различных уровней;
— участию воспитанников ДОУ в фестивалях и конкурсах.
Таким образом, благодаря использованию образовательных модулей STEAM в дошкольных образовательных учреждениях, дети вовлекаются в научно-творческую деятельность, развивают качества, необходимые для командной работы, получают инженерные навыки, повышают уровень логического мышления.
Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!
И кто знает, может, мы сумеем вырастить следующее поколение уникальных архитекторов, дизайнеров или мыслителей.