Детское волонтерское движение «Твори добро» как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Проект МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил»

 

Автор проекта: Т.К. Неустроева,воспитатель МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил».

Цель проекта: внедрение в деятельность детского сада волонтерского движения, направленного на патриотическое и духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия и детского сада, семьи и школы.

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для развития волонтерского движения в детском саду;
  • расширение представления воспитанников детского сада, педагогов, родителей о волонтерском движении;
  • формирование практических навыков участия в волонтерском движении у всех участников проекта;
  • актуализация волонтерского движения через участие в мероприятиях, социальных проектах и акциях;
  • воспитание в детях таких качеств, как милосердие, внимательность, забота о ближнем, желание помогать людям.

Новизна проекта: создание непрерывного педагогического процесса патриотического воспитания в рамках волонтерской деятельности в условиях преемственности детского сада, семьи и школы.

Ожидаемые результаты:

  • создание благоприятных условий для динамического развития волонтерского движения в детском саду и в начальной школе;
  • вовлечение школы, родителей, общественных структур в процесс волонтерского движения дошкольников и младших школьников;
  • формирование у детей таких позитивных духовно-нравственных ценностей, как милосердие, доброта, толерантность, любовь к малой родине, уважение к старшему поколению.

        Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – информационно-познавательный (август 2022 г.);
  • 2 этап – мотивационно-поведенческий (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.);
  • 3 этап – аналитический (май 2023 г.).

                                                                        Введение

В соответствии с целевыми ориентирами ФОП ДО, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вместе с тем одной из основных проблем последних лет можно назвать то, что во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на духовно-нравственном развитии современных детей.  

Между тем именно в раннем детстве у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно-ценностные ориентиры, идеалы. В этих условиях важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу. Формировать чувство гордости за достижения своих земляков, уважение к людям старшего поколения, развивать интерес к явлениям общественной жизни.

Теоретическое обоснование проекта

Инновационный проект «Детское волонтерское движение «Твори добро», как средство патриотического и нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста», в котором участвуют обучающиеся старшей группы и учащиеся 1 класса «Улах-Анской СОШ им. А.И. Притузова» направлен на организацию волонтерского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для патриотического, духовного – нравственного развития детей дошкольного возраста.   

В нашем детском саду ведется планомерная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников по авторской программе «Будущее Жерского наслега» моего наставника С.И. Иннокентьевой, в рамках которой мы знакомим детей с их малой родиной: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися личностями прошлого и настоящего. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе: оно формируется под влиянием кропотливой работы в семье и детском саду. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Главным здесь является целенаправленность и системность работы, повышающие уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающие целостность всего воспитательного процесса.

Поиск нового содержания, новых подходов к работе по патриотическому воспитанию  дошкольников определил выбор инновационной технологии П. Гришаевой «Дети – волонтеры!», которая предлагает организацию детского волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного и начального уровня образования, их участие в совместных добровольческих мероприятиях. Детское волонтерство – это одна из новых, но уже показавших на практике свою жизнеспособность и плодотворность, активностей, способствующих ранней позитивной социализации ребенка, его личностному развитию.

В свете этого тема инновационного проекта «Детское волонтерское движение «Твори добро» как средство патриотического и нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста» представляется нам  актуальной.

Краткое содержание проекта

Мы считаем, что детская волонтерская деятельность сплачивает детей в едином стремлении – стремлении делать добро. Используемая нами технология П.Гришаевой «Дети – волонтеры!» привлекательна тем, что ее можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФОП ДО дошкольного образования и начального общего образования. 

Первый этап работы в рамках проекта начался с анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста «Помощь не просят, ее предлагают», в которой участвовали все 11 семей. По результатам анкетирования выяснилось, что 90 % родителей имеют представление о деятельности волонтерских отрядов в России и в нашей республике. К идее создания волонтерского отряда в нашем детском саду отнеслись положительно 100 % родителей. На вопрос «Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?» 90 % опрошенных родителей ответили утвердительно. Также родители внесли конкретные  предложения о возможном участии детей в следующих акциях:

  • поздравлении ветеранов, пожилых жителей села ко Дню пожилых, Дню Победы и и вручении им открыток, сделанных своими руками;
  • посадке на территории детского сада деревьев и кустарников совместно с родителями и педагогами;
  • в шефстве над детьми младшей дошкольной группы в формате совместных игр, подготовки и показа театральных представлений, обучения малышей санитарно-гигиеническим навыкам и т.д.;
  • проведении совместных со взрослыми субботников по уборке территории детского сада, сквера и улиц наслега.

Чтобы расширить границы проекта и вовлечь в его реализацию широкий круг заинтересованных, мы вышли с предложением об участии в волонтерском проекте учащихся первого класса Улах-Анской СОШ им. А.И. Притузова, их классного руководителя и родителей школьников и нашли у них полное понимание и поддержку. 

На этапе внедрения инновационной технологии важно сформировать мотивацию у всех участников проекта. С этой целью мы проводили беседы на темы: «Кто такие волонтеры», «Чем занимаются волонтеры?», «Хочешь ли ты быть волонтером?», «Чему мы можем научить малышей?».

Разные формы работы с детьми: беседы, тренинги, дебаты, игровые обучающие ситуации, презентации и др. – вызывали у них желание участвовать в волонтерской деятельности. Затем мы создали отряд волонтеров из обучающихся старшей группы,  учащихся первого класса и родителей, вместе с детьми разработали план мероприятий проекта детского волонтерского движения, выбрав акции, которые были наиболее понятны и близки детям, (некоторые были предложены детьми). Дальше состоялось обсуждение эмблемы, девиза, формы, были разработаны правила волонтеров. Интересным и волнительным для детей моментом стало посвящение в волонтеры под девизом «Хочу помочь!», которое стало мощным стимулом мотивации детей к волонтерской работе.

Второй этап работы предполагал непосредственно волонтерскую деятельность с обучающимися, учащимися и родителями по разным направлениям. Учащиеся первого класса проводили для детей старшего дошкольного возраста разные игры, конкурсы рисунков по правилам дорожного движения, принимали участие в акциях проекта. В процессе этой работы юные волонтеры почувствовали себя взрослыми и нужными.

С родителями мы строили работу так, чтобы они активно включились в проект реализации волонтерского проекта. С этой целью были проведены совместные акции «Посади дерево», «Помоги братьям нашим меньшим», «Покорми птиц зимой», «Ты не один» и др. В торжественной обстановке прошли такие мероприятия как «День волонтера», «Мы волонтеры!» и др.

Результативность проекта

На аналитическом этапе реализации проекта «Твори добро» были подведены итоги проведенной работы. Возможно, ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе работы в рамках проекта у них сформировались  позитивные установки на добровольческую деятельность и практические навыки участия в волонтерском движении, получили развитие такие личностные качества, как, инициативность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, которые помогут им  успешно адаптироваться в школе, но и в жизни в современном обществе. Дети сопереживают другим, проявляют заботу, отзывчивость, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.

Самые инициативные и активные волонтеры были награждены дипломами и памятными подарками.

Для нас же, педагогов детского сада, волонтерская деятельность стала ценным практическим опытом и большим добрым делом, сплотившим родителей и детей в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Как и во всех начинаниях, в процессе реализации проекта у нас возникали некоторые трудности, одна из которых – эпидемиологическая ситуация, из-за которой не все дети и родители смогли принять участие в акциях волонтерской работы. Свою роль сыграла и перегруженность родителей на работе. Несмотря на эти обстоятельства, план мероприятий проекта был выполнен полностью, процент участия детей и родителей в добровольческих акциях и мероприятиях составил 87 %, что мы считаем положительным результатом нашей совместной работы.

                                                    Перспективность проекта

Мы не останавливаемся на достигнутом: проект, безусловно, будет продолжен, прежде всего, в плане расширения числа участников проекта за счет вовлечения в него обучающихся среднего и старшего звена. Таким образом будет обеспечена преемственность различных ступеней образования в волонтерском движении. А также в наших планах – распространение опыта волонтерской работы на улусном уровне через участие в семинарах, конференциях, публикации в СМИ и на сайте детского сада, а также выход на федеральный уровень через участие в конкурсах, форумах и др. мероприятиях   

В заключение хочется отметить, что волонтерство – это эффективная форма работы с детьми и родителями, действенный способ помочь им научиться «творить добро». Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

Т.К. Неустроева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил».

 

Приложение 1

План мероприятий волонтерского проекта «Твори добро»

на 2022-2023 учебный год

Название мероприятия и цель

Ответственные

Сроки

1

Просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

Неустроева Т.К.

Афанасьева М.А

Сентябрь

2

Торжественное мероприятие «Посвящение в волонтеры» (принятие в ряды волонтерского движения)

Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой на участие в волонтерском движении.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Сентябрь

3

Акция «Посади дерево».

Цель: привлечь детей и родителей к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем детском саду; воспитывать у детей и взрослых экологическую культуру, бережное отношение к высаженным деревьям.

Неустроева Т.К.

Афанасьева М.А

Сентябрь

4

Оформление странички волонтерского движения «Твори добро» на официальном сайте ДОУ.

Цель: информировать родителей о работе совместного волонтерского детского движения.

Соломонова А.А.,

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Сентябрь

5

Экскурсия в сквер Почета.

Цель: ознакомить детей старшей группы с достопримечательностями села, привлечь детей к уборке территории, воспитывать бережное отношение к истории родного края.

Неустроева Т.К.

Афанасьева М.А

Сентябрь

6

Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных зоопарка «Орто-Дойду».

Цель: помощь животным зоопарка, воспитать любовь к животным, отзывчивость, внимательность.

Ст. воспитатель

Соломонова А.А., воспитатели всех возрастных групп

Октябрь

7

Акция «Ты не один» (ко Дню пожилых людей).

Цель: формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Воспитатели

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Октябрь

8

Флешмоб «Мы выбираем спорт!»

Цель: популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Октябрь

9

Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!»

Цель: формировать у детей желание оказать посильную помощь младшим детям.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Ноябрь

10

Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории МДОУ «Детский сад №30 «Кэскил» и МБОУ «Улах-Анская СОШ им. А.И. Притузова»

Цель: вовлечь детей и родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди обучающихся и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Декабрь

11

Торжественное мероприятие «День волонтера».

Цель: популяризация благотворительности, формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Декабрь

12

Акция «Корзинка радости» – изготовление игрушек для детей младшей группы.

Цель: формировать у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Январь 

13

Совместный показ сказки-драматизации для младших дошкольников.

Цель: воспитывать интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формировать эстетический вкус, укреплять чувство дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А

Слепцова А.П.

Январь

14

Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве».

Цель: популяризация волонтерского движения, воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

Афанасьева М.А.

Февраль

15

Проведение бесед на тему: «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?»

Цель: формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом; развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

 

Март

16

Акция «День доброты».

Цель: помощь в расчистке снега на участке младших групп, собирание на прогулку, совместные игры.

Афанасьева М.А.

Неустроева Т.К., Соломонова С.П.

 

Март

17

Акция «Подари книгу детскому саду».

Цель: пополнить фонд библиотеки детского сада познавательной и детской художественной литературой; формировать бережное отношение к книге, привлечь детей к чтению, воспитывать чувство гуманизма и благотворительности.

Воспитатели всех групп

Апрель

18

Акция «Я поведу тебя в музей». Взаимное посещение музеев на базе МДОУ и школы.

Цель: формировать познавательный интерес к истории своей страны, приобщить детей к культурным ценностям и традициям, познакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения в музее.

Соломонова А.А., воспитатели всех возрастных групп

 

Апрель

19

Трудовой десант: «Мусору – нет!».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты в родном селе.

Неустроева Т.К., Афанасьева М.А.

 

Май

20

Участие в акции «Никто не забыт, ничто не забыто», приуроченной ко дню памяти и скорби о погибших в ВОВ.

Цель: воспитывать у детей активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической деятельности по благоустройству ДОУ, формировать чувство национальной гордости и патриотизма за героическое прошлое страны.

Неустроева Т.К., Афанасьева М.А.

 

Май

21

Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности).

Цель: укрепить социальный институт семьи, развить практические навыки позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

Воспитатели

 

Май

22

Итоговое торжественное мероприятие «Мы волонтеры!»

Цель: подвести итог работы волонтерского движения, наградить дипломами и памятными подарками самых активных волонтеров.

Неустроева Т.К.

Афанасьева М.А

Май

 

                                                                                                                         Приложение 2

                            План работы волонтерского движения ДОУ с педагогами

Тема

Месяц

Ответственные

1

Круглый стол «Актуальность организации совместного волонтерского движения в условиях ДОУ»

Цель: формировать представления о значении добровольческой деятельности в современном мире, познакомить педагогов с принципами организации волонтерского движение в ДОУ.

Август

Заведующий

Атласова Л.П.

 

2

Консультация «Волонтерская деятельность педагогов: быть там, где нужны наши опыт и знания».

Цель: познакомить педагогов с принципами организации волонтерского движение в ДОУ.

Сентябрь

Неустроева Т.К.

Афанасьева М.А

3

Обсуждение и утверждение проекта волонтерского движения «Твори добро».

Подготовка к торжественному мероприятию «Посвящение в волонтеры».

Сентябрь

Соломонова А.А.,

воспитатели всех групп

 

4

Квест-игра для педагогов «Быть волонтером – это здорово!»

Ноябрь

Соломонова А.А.

5

Консультация «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Неустроева Т.К.

6

Педагогический час «Волонтерство как форма социального взаимодействия в образовательной деятельности»

Апрель

Атласова Л.П., Соломонова А.А.

7

Подведение итогов работы волонтерского движения «Твори добро».

Май

Соломонова А.А.

 

 

                                                                                                                       Приложение 3

План работы с родителями в рамках проекта «Твори добро»

Мероприятие

Ответственные

Срок

1

Консультация «История возникновения волонтерского движения».

Неустроева Т.К.

Сентябрь

2

Информационные буклеты «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве».

Неустроева Т.К.

Сентябрь

3

Анкетирование родителей по вопросу организации и проведения проекта волонтерского движения «Твори добро» в ДОУ.

Неустроева Т.К.

Сентябрь

4

Информация «Не оставайся в стороне!».

Неустроева Т.К.

Октябрь

5

Привлечение родителей к участию в акции «Ты не один» (ко Дню пожилых людей).

Воспитатели всех групп

Октябрь

6

«Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта.

Воспитатели всех групп

Октябрь

7

Совместное с детьми изготовление кормушек для птиц.

Неустроева Т.К.

Декабрь

8

Консультация «Родители – пример для детей».

Соломонова А.А.

Март

9

Привлечение родителей к участию в акции по благоустройству территории ДОУ.

Воспитатели всех групп

Апрель-май

10

Привлечение родителей к участию в акции «Подари книгу детскому саду».

Воспитатели всех групп

Апрель

11

Подведение итогов работы волонтерского движения «Твори добро» на общем родительском собрании.

Соломонова А.А., воспитатели всех групп

Май

12

Привлечение родителей к организации праздника, посвященного Дню защиты детей.

Воспитатели всех групп

Июнь