Детское волонтерское движение «Твори добро» как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Проект МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил»
Автор проекта: Т.К. Неустроева,воспитатель МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил».
Цель проекта: внедрение в деятельность детского сада волонтерского движения, направленного на патриотическое и духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия и детского сада, семьи и школы.
Задачи проекта:
- создание благоприятных условий для развития волонтерского движения в детском саду;
- расширение представления воспитанников детского сада, педагогов, родителей о волонтерском движении;
- формирование практических навыков участия в волонтерском движении у всех участников проекта;
- актуализация волонтерского движения через участие в мероприятиях, социальных проектах и акциях;
- воспитание в детях таких качеств, как милосердие, внимательность, забота о ближнем, желание помогать людям.
Новизна проекта: создание непрерывного педагогического процесса патриотического воспитания в рамках волонтерской деятельности в условиях преемственности детского сада, семьи и школы.
Ожидаемые результаты:
- создание благоприятных условий для динамического развития волонтерского движения в детском саду и в начальной школе;
- вовлечение школы, родителей, общественных структур в процесс волонтерского движения дошкольников и младших школьников;
- формирование у детей таких позитивных духовно-нравственных ценностей, как милосердие, доброта, толерантность, любовь к малой родине, уважение к старшему поколению.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – информационно-познавательный (август 2022 г.);
- 2 этап – мотивационно-поведенческий (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.);
- 3 этап – аналитический (май 2023 г.).
Введение
В соответствии с целевыми ориентирами ФОП ДО, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вместе с тем одной из основных проблем последних лет можно назвать то, что во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на духовно-нравственном развитии современных детей.
Между тем именно в раннем детстве у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно-ценностные ориентиры, идеалы. В этих условиях важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу. Формировать чувство гордости за достижения своих земляков, уважение к людям старшего поколения, развивать интерес к явлениям общественной жизни.
Теоретическое обоснование проекта
Инновационный проект «Детское волонтерское движение «Твори добро», как средство патриотического и нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста», в котором участвуют обучающиеся старшей группы и учащиеся 1 класса «Улах-Анской СОШ им. А.И. Притузова» направлен на организацию волонтерского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для патриотического, духовного – нравственного развития детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду ведется планомерная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников по авторской программе «Будущее Жерского наслега» моего наставника С.И. Иннокентьевой, в рамках которой мы знакомим детей с их малой родиной: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися личностями прошлого и настоящего. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе: оно формируется под влиянием кропотливой работы в семье и детском саду. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Главным здесь является целенаправленность и системность работы, повышающие уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающие целостность всего воспитательного процесса.
Поиск нового содержания, новых подходов к работе по патриотическому воспитанию дошкольников определил выбор инновационной технологии П. Гришаевой «Дети – волонтеры!», которая предлагает организацию детского волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного и начального уровня образования, их участие в совместных добровольческих мероприятиях. Детское волонтерство – это одна из новых, но уже показавших на практике свою жизнеспособность и плодотворность, активностей, способствующих ранней позитивной социализации ребенка, его личностному развитию.
В свете этого тема инновационного проекта «Детское волонтерское движение «Твори добро» как средство патриотического и нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста» представляется нам актуальной.
Краткое содержание проекта
Мы считаем, что детская волонтерская деятельность сплачивает детей в едином стремлении – стремлении делать добро. Используемая нами технология П.Гришаевой «Дети – волонтеры!» привлекательна тем, что ее можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФОП ДО дошкольного образования и начального общего образования.
Первый этап работы в рамках проекта начался с анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста «Помощь не просят, ее предлагают», в которой участвовали все 11 семей. По результатам анкетирования выяснилось, что 90 % родителей имеют представление о деятельности волонтерских отрядов в России и в нашей республике. К идее создания волонтерского отряда в нашем детском саду отнеслись положительно 100 % родителей. На вопрос «Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?» 90 % опрошенных родителей ответили утвердительно. Также родители внесли конкретные предложения о возможном участии детей в следующих акциях:
- поздравлении ветеранов, пожилых жителей села ко Дню пожилых, Дню Победы и и вручении им открыток, сделанных своими руками;
- посадке на территории детского сада деревьев и кустарников совместно с родителями и педагогами;
- в шефстве над детьми младшей дошкольной группы в формате совместных игр, подготовки и показа театральных представлений, обучения малышей санитарно-гигиеническим навыкам и т.д.;
- проведении совместных со взрослыми субботников по уборке территории детского сада, сквера и улиц наслега.
Чтобы расширить границы проекта и вовлечь в его реализацию широкий круг заинтересованных, мы вышли с предложением об участии в волонтерском проекте учащихся первого класса Улах-Анской СОШ им. А.И. Притузова, их классного руководителя и родителей школьников и нашли у них полное понимание и поддержку.
На этапе внедрения инновационной технологии важно сформировать мотивацию у всех участников проекта. С этой целью мы проводили беседы на темы: «Кто такие волонтеры», «Чем занимаются волонтеры?», «Хочешь ли ты быть волонтером?», «Чему мы можем научить малышей?».
Разные формы работы с детьми: беседы, тренинги, дебаты, игровые обучающие ситуации, презентации и др. – вызывали у них желание участвовать в волонтерской деятельности. Затем мы создали отряд волонтеров из обучающихся старшей группы, учащихся первого класса и родителей, вместе с детьми разработали план мероприятий проекта детского волонтерского движения, выбрав акции, которые были наиболее понятны и близки детям, (некоторые были предложены детьми). Дальше состоялось обсуждение эмблемы, девиза, формы, были разработаны правила волонтеров. Интересным и волнительным для детей моментом стало посвящение в волонтеры под девизом «Хочу помочь!», которое стало мощным стимулом мотивации детей к волонтерской работе.
Второй этап работы предполагал непосредственно волонтерскую деятельность с обучающимися, учащимися и родителями по разным направлениям. Учащиеся первого класса проводили для детей старшего дошкольного возраста разные игры, конкурсы рисунков по правилам дорожного движения, принимали участие в акциях проекта. В процессе этой работы юные волонтеры почувствовали себя взрослыми и нужными.
С родителями мы строили работу так, чтобы они активно включились в проект реализации волонтерского проекта. С этой целью были проведены совместные акции «Посади дерево», «Помоги братьям нашим меньшим», «Покорми птиц зимой», «Ты не один» и др. В торжественной обстановке прошли такие мероприятия как «День волонтера», «Мы волонтеры!» и др.
Результативность проекта
На аналитическом этапе реализации проекта «Твори добро» были подведены итоги проведенной работы. Возможно, ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе работы в рамках проекта у них сформировались позитивные установки на добровольческую деятельность и практические навыки участия в волонтерском движении, получили развитие такие личностные качества, как, инициативность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, которые помогут им успешно адаптироваться в школе, но и в жизни в современном обществе. Дети сопереживают другим, проявляют заботу, отзывчивость, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.
Самые инициативные и активные волонтеры были награждены дипломами и памятными подарками.
Для нас же, педагогов детского сада, волонтерская деятельность стала ценным практическим опытом и большим добрым делом, сплотившим родителей и детей в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Как и во всех начинаниях, в процессе реализации проекта у нас возникали некоторые трудности, одна из которых – эпидемиологическая ситуация, из-за которой не все дети и родители смогли принять участие в акциях волонтерской работы. Свою роль сыграла и перегруженность родителей на работе. Несмотря на эти обстоятельства, план мероприятий проекта был выполнен полностью, процент участия детей и родителей в добровольческих акциях и мероприятиях составил 87 %, что мы считаем положительным результатом нашей совместной работы.
Перспективность проекта
Мы не останавливаемся на достигнутом: проект, безусловно, будет продолжен, прежде всего, в плане расширения числа участников проекта за счет вовлечения в него обучающихся среднего и старшего звена. Таким образом будет обеспечена преемственность различных ступеней образования в волонтерском движении. А также в наших планах – распространение опыта волонтерской работы на улусном уровне через участие в семинарах, конференциях, публикации в СМИ и на сайте детского сада, а также выход на федеральный уровень через участие в конкурсах, форумах и др. мероприятиях
В заключение хочется отметить, что волонтерство – это эффективная форма работы с детьми и родителями, действенный способ помочь им научиться «творить добро». Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Т.К. Неустроева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил».
Приложение 1
План мероприятий волонтерского проекта «Твори добро»
на 2022-2023 учебный год
№ |
Название мероприятия и цель |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. |
Неустроева Т.К. Афанасьева М.А |
Сентябрь |
2 |
Торжественное мероприятие «Посвящение в волонтеры» (принятие в ряды волонтерского движения) Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой на участие в волонтерском движении. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А |
Сентябрь |
3 |
Акция «Посади дерево». Цель: привлечь детей и родителей к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем детском саду; воспитывать у детей и взрослых экологическую культуру, бережное отношение к высаженным деревьям. |
Неустроева Т.К. Афанасьева М.А |
Сентябрь |
4 |
Оформление странички волонтерского движения «Твори добро» на официальном сайте ДОУ. Цель: информировать родителей о работе совместного волонтерского детского движения. |
Соломонова А.А., Неустроева Т.К., Соломонова С.П. |
Сентябрь |
5 |
Экскурсия в сквер Почета. Цель: ознакомить детей старшей группы с достопримечательностями села, привлечь детей к уборке территории, воспитывать бережное отношение к истории родного края. |
Неустроева Т.К. Афанасьева М.А |
Сентябрь |
6 |
Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных зоопарка «Орто-Дойду». Цель: помощь животным зоопарка, воспитать любовь к животным, отзывчивость, внимательность. |
Ст. воспитатель Соломонова А.А., воспитатели всех возрастных групп |
Октябрь |
7 |
Акция «Ты не один» (ко Дню пожилых людей). Цель: формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. |
Воспитатели Неустроева Т.К., Соломонова С.П. |
Октябрь |
8 |
Флешмоб «Мы выбираем спорт!» Цель: популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А |
Октябрь |
9 |
Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» Цель: формировать у детей желание оказать посильную помощь младшим детям. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. |
Ноябрь |
10 |
Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории МДОУ «Детский сад №30 «Кэскил» и МБОУ «Улах-Анская СОШ им. А.И. Притузова» Цель: вовлечь детей и родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди обучающихся и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А |
Декабрь |
11 |
Торжественное мероприятие «День волонтера». Цель: популяризация благотворительности, формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А |
Декабрь |
12 |
Акция «Корзинка радости» – изготовление игрушек для детей младшей группы. Цель: формировать у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А |
Январь |
13 |
Совместный показ сказки-драматизации для младших дошкольников. Цель: воспитывать интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формировать эстетический вкус, укреплять чувство дружбы, поддержки и взаимовыручки. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А Слепцова А.П. |
Январь |
14 |
Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве». Цель: популяризация волонтерского движения, воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П. Афанасьева М.А. |
Февраль |
15 |
Проведение бесед на тему: «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?» Цель: формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом; развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников. |
Неустроева Т.К., Соломонова С.П.
|
Март |
16 |
Акция «День доброты». Цель: помощь в расчистке снега на участке младших групп, собирание на прогулку, совместные игры. |
Афанасьева М.А. Неустроева Т.К., Соломонова С.П.
|
Март |
17 |
Акция «Подари книгу детскому саду». Цель: пополнить фонд библиотеки детского сада познавательной и детской художественной литературой; формировать бережное отношение к книге, привлечь детей к чтению, воспитывать чувство гуманизма и благотворительности. |
Воспитатели всех групп |
Апрель |
18 |
Акция «Я поведу тебя в музей». Взаимное посещение музеев на базе МДОУ и школы. Цель: формировать познавательный интерес к истории своей страны, приобщить детей к культурным ценностям и традициям, познакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения в музее. |
Соломонова А.А., воспитатели всех возрастных групп
|
Апрель |
19 |
Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты в родном селе. |
Неустроева Т.К., Афанасьева М.А.
|
Май |
20 |
Участие в акции «Никто не забыт, ничто не забыто», приуроченной ко дню памяти и скорби о погибших в ВОВ. Цель: воспитывать у детей активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической деятельности по благоустройству ДОУ, формировать чувство национальной гордости и патриотизма за героическое прошлое страны. |
Неустроева Т.К., Афанасьева М.А.
|
Май |
21 |
Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности). Цель: укрепить социальный институт семьи, развить практические навыки позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников. |
Воспитатели
|
Май |
22 |
Итоговое торжественное мероприятие «Мы волонтеры!» Цель: подвести итог работы волонтерского движения, наградить дипломами и памятными подарками самых активных волонтеров. |
Неустроева Т.К. Афанасьева М.А |
Май |
Приложение 2
План работы волонтерского движения ДОУ с педагогами
№ |
Тема |
Месяц |
Ответственные |
1 |
Круглый стол «Актуальность организации совместного волонтерского движения в условиях ДОУ» Цель: формировать представления о значении добровольческой деятельности в современном мире, познакомить педагогов с принципами организации волонтерского движение в ДОУ. |
Август |
Заведующий Атласова Л.П.
|
2 |
Консультация «Волонтерская деятельность педагогов: быть там, где нужны наши опыт и знания». Цель: познакомить педагогов с принципами организации волонтерского движение в ДОУ. |
Сентябрь |
Неустроева Т.К. Афанасьева М.А |
3 |
Обсуждение и утверждение проекта волонтерского движения «Твори добро». Подготовка к торжественному мероприятию «Посвящение в волонтеры». |
Сентябрь |
Соломонова А.А., воспитатели всех групп
|
4 |
Квест-игра для педагогов «Быть волонтером – это здорово!» |
Ноябрь |
Соломонова А.А. |
5 |
Консультация «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста» |
Ноябрь |
Неустроева Т.К. |
6 |
Педагогический час «Волонтерство как форма социального взаимодействия в образовательной деятельности» |
Апрель |
Атласова Л.П., Соломонова А.А. |
7 |
Подведение итогов работы волонтерского движения «Твори добро». |
Май |
Соломонова А.А.
|
Приложение 3
План работы с родителями в рамках проекта «Твори добро»
№ |
Мероприятие |
Ответственные |
Срок |
1 |
Консультация «История возникновения волонтерского движения». |
Неустроева Т.К. |
Сентябрь |
2 |
Информационные буклеты «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве». |
Неустроева Т.К. |
Сентябрь |
3 |
Анкетирование родителей по вопросу организации и проведения проекта волонтерского движения «Твори добро» в ДОУ. |
Неустроева Т.К. |
Сентябрь |
4 |
Информация «Не оставайся в стороне!». |
Неустроева Т.К. |
Октябрь |
5 |
Привлечение родителей к участию в акции «Ты не один» (ко Дню пожилых людей). |
Воспитатели всех групп |
Октябрь |
6 |
«Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта. |
Воспитатели всех групп |
Октябрь |
7 |
Совместное с детьми изготовление кормушек для птиц. |
Неустроева Т.К. |
Декабрь |
8 |
Консультация «Родители – пример для детей». |
Соломонова А.А. |
Март |
9 |
Привлечение родителей к участию в акции по благоустройству территории ДОУ. |
Воспитатели всех групп |
Апрель-май |
10 |
Привлечение родителей к участию в акции «Подари книгу детскому саду». |
Воспитатели всех групп |
Апрель |
11 |
Подведение итогов работы волонтерского движения «Твори добро» на общем родительском собрании. |
Соломонова А.А., воспитатели всех групп |
Май |
12 |
Привлечение родителей к организации праздника, посвященного Дню защиты детей. |
Воспитатели всех групп |
Июнь |