Педагогические конгрессы – ориентиры развития муниципальной системы образования

В 2013 году Хангаласское районное Управление образования по инициативе и активной поддержке Первого Президента Республики Саха (Якутия), депутата Государственной Думы Российской Федерации Михаила Ефимовича Николаева, установило новый формат крупномасштабных педагогических событий в муниципалитете – конгрессов, – целью которых является консолидация усилий образовательного сообщества для определения и реализации стратегических направлений развития системы образования, выстраивания профессионального взаимодействия и партнерства; изучения, внедрения и распространения лучших проектов и практик обучения и воспитания подрастающего поколения, активизации использования инновационных подходов, методик и технологий в образовательном процессе.

В период с 2013 по 2023 годы организовано и успешно проведено три Педагогических конгресса.

I Педагогический конгресс (2013 г.) поставил перед учительством улуса глобальную задачу – формирование модели опережающего развития образования в улусе. Для достижения этой цели были определены первоочередные задачи, призванные обеспечить прорыв по конкретным направлениям: повышение образовательных результатов обучающихся (ГИА), формирование психологически, физически и нравственно здоровых молодых людей; введение в образовательный процесс шахмат, дебатов, робототехники; совершенствование квалификации педагогических работников; создание профильных летних школ с привлечением к их работе ученых и носителей языков; организация клубной спортивной работы; стимулирование волонтерской деятельности; поддержка музыкального, художественного, театрального образования; создание Фондов содействия школам во всех муниципальных образованиях. Эти новаторские идеи, озвученные М.Е.Николаевым, стали ориентирами развития муниципальной системы образования – практически все образовательные организации активно включились в многогранную работу по реализации директивы I Педагогического конгресса.  

На II Педагогическом конгрессе (2015 г.) «От личности учителя – к креативности будущих поколений» акцент был сделан на подходы, способствующие личностному и профессиональному росту педагогов, раскрытию интеллектуального, физического, музыкального и художественного потенциала обучающихся; фокус на раннее развитие детей, запуск муниципального проекта «Рисуем все», популяризацию и продвижение республиканского проекта «Музыка для всех».

III Конгресс (2018 г.) «Образование в Хангаласском улусе: новые форматы» был ориентирован на формирование единой цифровой образовательной среды; внедрение современных технологий (смешанное обучение, формирующее оценивание, дистанционные технологии); цифровых инструментов и моделей организации дистанционного обучения в образовательный процесс; пропедевтику инженерного образования; раннее обучение программированию; речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Каждый из этих конгрессов вносил существенный вклад в развитие практик обучения и воспитания, направляя деятельность образовательных организаций на поиск нестандартных решений, активизацию творческого потенциала обучающихся и педагогов, вовлечение родителей в образование детей, привлечение социальных партнеров.

Планирование и организация муниципальных крупномасштабных педагогических событий требуют основательного подхода и включения в процесс многих участников — от педагогов и административно-управленческого персонала образовательных организаций до представителей органов местного самоуправления.

Практика проведения конгрессов на муниципальном уровне включает следующие действия: определение целей и задач конгресса, создание организационного комитета, формирование программы конгресса, поиск спикеров и успешных педагогов-практиков, выбор площадки проведения, обеспечение информационного сопровождения и обратной связи, разработку и принятие итогового документа, организацию мероприятий в постконгрессный период.

Определение целей, задач и приоритетных направлений. На основе анализа текущей ситуации и выявленных проблем функционирования и развития муниципальной системы М.Е.Николаевым были определены цели, задачи и ключевые направления I Педагогического конгресса, обозначена тема – «Прорывные направления образования в Хангаласском улусе». Первый Конгресс стал отправной точкой изменений в системе образования и активизации новых возможностей для сотрудничества между управленцами, педагогами, обучающимися, родителями и социальными партнерами.

Цели, задачи и приоритетные направления последующих конгрессов были сформулированы на основе мониторинга реализации директивы Конгресса; изучения и анализа региональных, федеральных стратегий и концепций развития образования, международных и российских тенденций в образовательной сфере, успешных образовательных и педагогических практик; погружения в коллективное изучение книг (Масару Ибука «После трех уже поздно», Н.В.Андреева, Л.В.Рождественская и Б.Б.Ярмахов «Шаг школы в смешанное обучение»).

В целях поиска новых идей, инновационных подходов и технологий, установления деловых профессиональных контактов были созданы и направлены в другие регионы и города, такие как Москва, Новосибирск, Казань, группы из числа руководителей ОО, педагогов и специалистов Управления образования. Участники поездок посещали инновационные образовательные учреждения и институты развития образования, участвовали в образовательных выставках, профи-тренингах, мастер-классах и семинарах, обсуждали вопросы возможного участия коллег из других регионов в мероприятиях Педагогического конгресса. В результате этого получили дальнейшее развитие с учетом местных условий новые направления педагогической деятельности: тьюторское сопровождение (г. Казань), научно-экспериментальный слет обучающихся «ТехноБум (г. Москва), технологии смешанного обучения и формирующего оценивания, модель дистанционного обучения «5+1», использование развивающего конструктора «Cuboro» (г. Новосибирск) и др.

Создание организационного комитета. Для успешного проведения Педагогического конгресса распоряжением главы района утверждается состав организационного комитета, куда входят руководители Управления образования, Управления культуры и духовного развития, отдела социальной политики, специалист по молодежной политике, а также представители местных СМИ. Основными задачами оргкомитета являются обеспечение согласованной работы всех вовлеченных структур по подготовке и проведению конгресса, информационное сопровождение, привлечение к участию в работе конгресса представителей органов власти, общественности и научного сообщества, логистика и финансовое обеспечение мероприятий конгресса.

В соответствии с приказом начальника Управления образования формируются рабочие группы, основная задача которых заключается в формировании программы конгресса. В состав рабочих групп входят начальники отделов, опытные специалисты Управления образования, представители образовательных организаций. Такой состав позволяет наладить сотрудничество, профессиональный обмен мнениями и идеями относительно содержания программы и форматов работы мероприятий конгресса, учет положительного опыта и недочетов в организации и проведении прошедших педагогических событий.

Формирование программы конгресса. Поиск ключевых спикеров и успешных педагогов-практиков. Практика проведения трех конгрессов показала, что организаторам необходимо стремиться создать разнообразную стимулирующую среду, в которой каждый участник может найти что-то ценное и полезное для своей работы.

Деловые программы конгрессов включали пленарные заседания и сессии с участием лидеров мнений – Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева, представителей органов власти, экспертов, методистов и лучших практиков в образовании, ученых Республики Саха (Якутия) и Российской Академии наук; активности в форме актовых лекций, педагогических марафонов, деловых игр, тренингов, мастер-классов, семинаров-практикумов, педагогических мастерских, круглых столов и дискуссионных площадок.

Важнейшей задачей при формировании программы конгресса является поиск квалифицированных спикеров и практиков, способных внести ценный вклад в обсуждение проблематики конгресса и его проведение на должном уровне.

По рекомендации М.Е.Николаева спикерами на II Педагогический конгресс «От личности учителя – к креативности будущих поколений» были приглашены Шелепова Е.А., директор негосударственного образовательного учреждения «Гуляевская гимназия (г. Барнаул), на III Педагогический конгресс «Образование в Хангаласском улусе: новые форматы» – Шаталкин М.В., аспирант Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, лауреат всероссийских, международных конкурсов, стипендиат Министерства культуры РФ и Фонда М.Ростроповича.

В результате трех проведенных крупномасштабных мероприятий – конгрессов — Управлением образования были выработаны определенные «стратегии» поиска лучших практиков, методистов и экспертов:

— непосредственное сотрудничество Управления образования с коллективами муниципальных образовательных организаций, представителями педагогических династий, победителями профессиональных конкурсов, руководителями методических объединений. На площадках трех педагогических конгрессов свои лучшие практики и проекты в формах докладов на пленарных сессиях, мастер-классов, педагогических мастерских, постерных выставок и экспозиций презентовали более 216 педагогов Хангаласского улуса. В частности, инициативы и практики педагогического сообщества   были представлены в форме постерной тематической выставки «Инициативы как потенциал развития образования»; экспозиции «Цифровые образовательные ресурсы педагогов Хангаласского улуса»; научно-технической экспозиции «Высокие технологии в образовании – прорыв в будущее»;

— взаимодействие с образовательными организациями г. Якутска, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, ведомственными организациями Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). В трех прошедших конгрессах приняли участие представители Педагогического института и НИИ Олонхо Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II, Московского государственного университета культуры и искусства, Белгородского национального исследовательского университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Малой академии наук РС (Я), Якутского художественного училища им. П.П.Романова, Физико-технического лицея им. В.П.Ларионова, детского центра «Вундеркинд» (г. Якутск);

— неисчерпаемый источник для ознакомления с лучшими педагогическими практиками – интернет-ресурсы. Поиск в интернете включал изучение профессиональных форумов, образовательных платформ, просмотр видео мастер-классов, записей выступлений, отзывов участников прошлых мероприятий, что способствовало правильному выбору ключевых спикеров конгресса. В результате к участию в III Педагогическом конгрессе «Образование в Хангаласском улусе: новые форматы» были приглашены Растворов Д.А., директор по развитию компании «Яндекс. Просвещение», ассоциированный член редакции информационно-публицистического образовательного журнала «Интерактивное образование», эксперт по вопросам электронного обучения (г. Москва); О’Флаерти Грэг, директор по обучению международного языкового центра «I speak English», представитель учебного отделения международного языкового центра «I speak English» (г. Якутск);

организация командировок хангаласских педагогов и управленцев в регионы Российской Федерации. Результатом поездки в г. Новосибирск стало участие в III Педагогическом конгрессе «Образование в Хангаласском улусе: новые форматы» Ким Н.А., заместителя директора, Деревягиной Д.А., Слободчиковой С.М., старших методистов Областного центра информационных технологий Новосибирской области; Топорова А.В., директора образовательного центра Куборо, представителя швейцарской компании Cuboro в России и странах СНГ; Петрушкевич М.А., руководителя подразделения ««Мобильное электронное образование» Областного центра образования Новосибирской области;

привлечение к работе Конгресса выпускников и социальных партнеров образовательных организаций. В 2013 г. в научно-технической экспозиции в рамках I Педагогического конгресса принял участие выпускник Синской СОШ Филиппов И.М., руководитель лаборатории «Механотроника» кафедры методики преподавания физики ФТИ СВФУ; в 2015 г. мастер-классы провели выпускники Покровской детской художественной школы Томская Н.С., художник-гример, индивидуальный предприниматель; Христофорова Н.А., дизайнер, фрилайнер ООО РИЦ «Офсет»; Олесова В.В., студентка 6-го курса АГИКИ; социальные партнеры: Октемского НОЦ – Воротников С.А., преподаватель МГТУ им. Н.Э.Баумана, кандидат технических наук; Покровской ДШИ – Дедюкин А.С., преподаватель ВШМ РС (Я), артист оркестра Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллона; Слепцова И.В., ведущий преподаватель класса «флейта», дирижер учебно-симфонического оркестра ЯМК; Покровской ДХШ – Артамонов В.Д., преподаватель ЯХУ им. П.П. Романова, член Союза художников России; Федорова Е.П., преподаватель Намского педагогического колледжа технологии и дизайна.

В рамках Конгрессов должное внимание было уделено современному школьному оборудованию, программному обеспечению, цифровым продуктам. Привлечение республиканских компаний «Дисплей», «Копиртехсервис», «Статус», «Нова-Арт» продемонстрировало новые возможности развития для образовательной среды.

Культурные программы конгрессов включали мероприятия, содействующие раскрытию новых творческих граней учащихся и педагогов, демонстрирующие разнообразие культурного потенциала муниципальной системы образования, выступления артистов, музыкантов культурных учреждений РС (Я): презентации короткометражных 3Д фильмов «Ийэ Кут», «Мас Ат» (Ноговицын П.Р.); уникальные театральные представления: «Брошенное семя даст скорые всходы» на английском языке (III Мальжагарская ООШ им. И.А.Федорова), II-Мальжагарская СОШ им. М.Е.Васильевой, Покровская СОШ № 3 — ОЦ с УИОП), «Умнуллубат мөссүөннэр» (Тит-Аринская СОШ им.Г.В.Ксенофонтова); гала — концерт участников Конгресса; концерт учащихся школ искусств Хангаласского улуса с участием симфонического оркестра ЯМК им. М.Н. Жиркова (дирижер И.В.Слепцова); гала-концерт Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона; концерт духового оркестра «Lena River Brass» Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко (рук. Павел Васьковский).

Чтобы поддержать неформальное общение и творческий обмен идеями, были проведены педагогический хобби-клуб «Калейдоскоп увлечений», тематические завтраки «Учитель в современной школе» с ведущими педагогами улуса; творческие встречи в форме гостиных «Айар үлэ абылаҥа» («Киноискусство») с Эдуардом Новиковым; режиссером АУ ГНКК «Сахафильм»; «Сээркээн сэһэнньит» с Н.А.Лугиновым; народным писателем Якутии; «Тыыннаах дорҕоон» с успешными творческими личностями улуса и республики.

Культурную составляющую программ конгрессов дополнили выставки «Уникальные находки комплексной экспедиции школьников по средней Лене, посвященной 125-летию Г.В.Ксенофонтова» (рук. Ноговицын П.Р.), «Из фонда «Рисуют дети Хангаласа», «АРТ — калейдоскоп» (выпускники и педагоги Покровской ДХШ); экспозиция «Золотая коллекция» Национального художественного музея РС (Я); экскурсия по виртуальному Национальному художественному музею им. Льва Габышева (Васильева Л.И., научный сотрудник пропаганды НХМ РС(Я); создание единого композиционного полотна участниками мероприятий (рук. Харитонов А.В.).

Сочетание деловых и культурных элементов в программах Конгрессов содействовало созданию целостной образовательной среды, в которой процесс развития профессиональных компетенций осуществлялся в единстве с обогащением духовного и культурного опыта участников.

Выбор площадок проведения Конгресса. Локации для проведения мероприятий конгрессов выбирались с учетом их функционального предназначения, потребностей и интересов участников, а также возможности создания благоприятных условий для непринужденного общения, взаимовыгодного обмена знаниями и опытом. Это Центр культуры и народного творчества «Саргы түһүлгэтэ», ЦРР-Детский сад № 1 «Сардаана», Покровские школы №№ 1, 2, 3 (г. Покровск), МФОКС, ФМФ «Ленский край», Библиотека-архив Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева (с. Чапаево), Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г.В.Ксенофонтова, Покровская детская художественная школа, Покровская детская школа искусств.

Образовательные организации использовались в качестве площадок для мастер-классов, так как их пространства изначально нацелены на обучение и профессиональное развитие. Библиотека-архив Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева, благодаря своему историческому и культурному контексту, погружала участников мастер-классов по изобразительному искусству в атмосферу творчества и интеллектуального обогащения. Краеведческий музей им. Г.В.Ксенофонтова и Детские школы искусств использовались для проведения тематических завтраков. Такие неформальные встречи в уютной,  располагающей обстановке способствовали более открытому и доверительному диалогу.

Зрительный зал ЦК и НТ «Саргы түһүлгэтэ», позволяющий собрать большое количество участников и создать возвышенную, пафосную атмосферу, был определен для проведения торжественных мероприятий, таких как открытие и закрытие Конгресса, а также культурных программ, включая концерты и театральные представления.

Информационное сопровождение и обеспечение обратной связи. Информационное сопровождение мероприятий осуществлялось через местные СМИ: газету «Хангалас», филиал НВК «Саха» в Хангаласском улусе, а также пресс — центр Конгресса. Команда пресс-центра состояла из учителей русского языка и литературы, членов студии «Чэчир», редактора и технического специалиста РУО. Работа пресс-центра заключалась в выпуске информационного вестника, который включал ежедневный обзор работы конгресса, в установлении контактов с представителями СМИ, обеспечении обратной связи с участниками в форме интервьюирования и отзывов, организации фото- и видеосъемок мероприятий, создании видеоролика, освещающего наиболее интересные и важные моменты педагогического события.

Использование инструментов обратной связи, таких как выступления представителей тематических площадок, открытый микрофон, анкетирование, блиц-опросы, интервью, отзывы участников, позволяли собрать ценный материал для разработки директив конгрессов, анализа и планирования будущих мероприятий.

Итоговые документы конгресса. Важнейшим результатом работы I Педагогического конгресса «Прорывные направления развития образования в Хангаласском улусе» стало принятие директивы, которая стала действенным документом, направленным на реализацию стратегических направлений развития муниципальной системы образования. Среди ключевых моментов, отраженных в директиве, – внедрение инновационных практик обучения и воспитания, повышение образовательных результатов обучающихся, совершенствование системы профессионального роста педагогов, развитие инфраструктуры образовательных учреждений, активное взаимодействие с общественностью. Директивы II и III конгрессов были разработаны с учетом реализации ключевых направлений I конгресса и новых направлений дальнейшего развития образования в улусе.

Позитивный резонанс вызвали Обращение участников I Педагогического конгресса к общественности улуса и Первого Президента Республики Саха (Якутия), депутата Государственной Думы Российской Федерации М.Е.Николаева к педагогическому сообществу «Превратим общеобразовательные школы в школы лидеров развития». Эти документы подчеркивают социокультурную направленность мероприятия, важность консолидации всех заинтересованных сторон для создания единой образовательной среды, способствующей гармоничному развитию личности, формированию у обучающихся лидерских качеств.

Подписание Соглашения между Министерством образования, Министерством культуры и духовного развития, Министерством спорта Республики Саха (Якутия) и МР «Хангаласский улус» о взаимодействии в реализации директивы I Педагогического конгресса «Прорывные направления развития образования в Хангаласском улусе» стало практическим шагом к внедрению стратегических целей Конгресса.  

По материалам I Педагогического конгресса была издана книга «Прорывные направления образования в Хангаласском улусе», включающая нормативные документы, программы мероприятий, доклады участников пленарного заседания и I улусного родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»; информации о мастер-классах, педагогических мастерских, марафоне лидеров дошкольного образования, деловой игре для молодых педагогов; сценарии театральных представлений, обзор выставок и экспозиций, отзывы участников, репортажи улусной газеты «Хангалас» о конгрессе. Книга открывает профессиональному сообществу улуса широкий спектр интересных и актуальных идей и решений для практического применения в педагогической деятельности.

Информация о конгрессах, о ходе реализации их директив опубликована в местных и республиканских СМИ, в историко-культурологическом, общественно-политическом журнале «Ханыл» и в корпоративном журнале педагогической общественности улуса «Хангаласское образование». Районным Управлением образования создан архив фотографий, видео и текстовых материалов, отражающих ход и содержание трех Педагогических конгрессов.

Организация мероприятий в постконгрессный период. Проведение Педагогических конгрессов всегда выходило за рамки однократного мероприятия и предполагало системный подход к организации деятельности по реализации стратегических целей и задач конгрессов. В постконгрессные периоды районным Управлением образования и педагогическими коллективами образовательных организаций проводились масштабные мероприятия, направленные на выполнение директив Конгрессов. Решения конгрессов, механизмы их внедрения в образовательную практику становились предметом обсуждения на педсоветах с участием представителей Управления образования, что помогало координировать выполнение Директив на всех уровнях.

Приказом начальника РУО (Е.А.Мартынова) был назначен ответственный за мониторинг реализации ключевых направлений директив Конгрессов с целью объективной оценки и выявления западающих областей для принятия оперативных мер по улучшению ситуации. Периодические отчеты руководителей образовательных организаций о результатах работы по выполнению директив конгрессов перед РУО и лично перед М.Е.Николаевым позволяли своевременно вносить коррективы в процесс реализации намеченных стратегий и решений.

Для профессионального развития педагогов по направлениям директив конгрессов организовывались мастер-классы, актовые лекции, творческие мастерские, курсы повышения квалификации:

— трёхгодичные курсы «Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по федеральному курсу «Шахматы – школе» – рук. И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, член Координационного Совета по развитию шахматного образования, руководитель проекта «Шахматы детям» МО РФ (г. Москва); семинары-практикумы по обучению технологии дебатов – рук. И.П. Петрова, учитель истории и обществознания ФТЛ г. Якутска, судья международной категории в русской лиге; И.Б. Сухов, ведущий тренер, педагог гимназии № 63 Калининского района г. Санкт-Петербурга; краткосрочные курсы для учителей русского языка – рук. Е.К.Петривняя, Е.Г.Июльская, ведущие преподаватели Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина; «Система Moodle как инструмент для дистанционного обучения школьников» – рук. Д.А.Деревягина, С.М.Слободчикова, старшие методисты Новосибирского Областного центра образования; систематические курсы по робототехнике с участием ведущих практиков всех уровней; лекции, мастер-классы по проектам «Рисуем все» и «Музыка для всех» – И.Э.Кашекова, заместитель директора по стратегическим вопросам Института художественного образования и культурологии Российской Академии образования; Д.С.Марголин, преподаватель живописи, рисунка и композиции Санкт-Петербургского Государственного академического художественного лицея им.Б.В. Иогансона при институте им.И.Е. Репина; Ким Ан Сук, педагог ИЗО Школы искусств и высшей технической школы г. Сеул (Южная Корея); О.А.Блох, доктор педагогических наук, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта», профессор Московского государственного университета культуры и искусств (г. Москва) и др. Преподаватели Детских школ искусств и Покровской детской художественной школы проводили практические занятия для учителей ИЗО и музыки, музыкальных руководителей и воспитателей детских садов, нацеленные на повышение их профессионального мастерства. Лидирующие в освоении образовательных технологий, образовательных платформ и цифровых инструментов школы и детские сады обучали своих коллег через форматы педагогических эдьютонов, фестивалей, семинаров, методических дней, индивидуальных консультаций.  

Руководители и педагоги ОО улуса прошли стажировку в регионах РФ и за рубежом, в том числе, в Южной Корее, КНР, Франции, Финляндии, распространили профессиональный опыт на региональных, российских и международных площадках. Для повышения уровня управленческой культуры руководителей ОО, распространения практик реализации директив конгрессов по инициативе директора Покровской УМГ Ю.Е.Ноговицыной на муниципальном уровне были внедрен формат деловых приемов директоров школ.

Проводилась целенаправленная работа по созданию образовательного пространства, содействующего всестороннему развитию детей: включение в образовательный процесс шахмат, робототехники, дебатов, спортивных клубов, волонтерского движения, образовательной системы «Сuboro», учебного модуля «Информатика.7 класс» компании «Яндекс.Учебник», ракето — и авиамоделирования; авто — и судомоделирования; реализация республиканских проектов Музыка для всех» и «Рисуем все»; организация летних школ для обучения игре на скрипке, блок-флейте, фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста; приобретение музыкальных инструментов, шахмат, наборов по легоконструированию, робототехнике «Сиборо»; организация и проведение фестивалей, конкурсов, турниров, олимпиад, чемпионатов по приоритетным направлениям директив конгрессов, таких как «РобоФест», фестиваль — конкурс юных музыкантов «Ступенька к мастерству», «Голос. Дети Хангаласского улуса», «Ярче всех», фестиваль театрального искусства «Маленький принц», танцевальный конкурс «Весенняя капель», физкультурно-спортивный праздник «Движение – здоровье, движение – спорт!», фестиваль спортивных клубов общеобразовательных школ «Школьные спортивные клубы – территория образования здоровья и спорта»; выставки творческих работ обучающихся по итогам акции «Рисуем все»; школьный «ТехноБУМ»; турнир по дебатам среди школьников и специалистов улусной администрации; олимпиада по ментальной математике; чемпионаты по рисованию, шахматам и «Сuboro»; IT-Хакатон «Моя профессия – IT»; технологический фестиваль «СайдыыФест»; конкурс проектов на получение грантов Главы Хангалсского района для развития детского движения; летние школы и научно-исследовательские экспедиции; выездные пленэры и многое другое.      

Программы курсов по шахматам, робототехнике, проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все» внедряются во всех школах и детских садах улуса. Педагогами улуса  разработаны курсы по шахматам, робототехнике, программированию, инженерному образованию, ранней профориентации для обучающихся школ и воспитанников детских садов, интенсивные курсы для учащихся с 8 по 11 класс по отдельным предметам.

Активное использование АИС «Сетевой город. Образование» значительно усовершенствовало процессы управления учебным процессом и повышения качества образования, обеспечив эффективную коммуникацию между участниками образовательного процесса и доступ к современным образовательным ресурсам.

Выстраивание коммуникаций с родителями осуществлялось через проведение форумов родительской общественности «Взаимодействие образовательных организаций с родителями как условие повышения качества образования», конференции «Воспитание юношества – воспитание лидеров», ежегодные грантовые конкурсы проектов по родительской вовлеченности, форсайт-сессии и улусные родительские собрания. Эти мероприятия стали платформой для вовлечения родителей в образовательный процесс, активизации работы ОО по родительскому просвещению.

Форум меценатов и попечителей, создание Фонда содействия развитию образования «Фонд – 140», подписание Соглашений о сотрудничестве с Международным языковым центром «I Speak English» и Языковым центром ИЗФИР СВФУ им. М.К.Аммосова, Управлением культуры и духовного развития МР «Хангаласский улус», Акционерным обществом «Авиакомпания «Полярные авиалинии», Республиканской больницей № 1 — Национальным центром медицины и Медицинским институтом СВФУ, Педагогическим институтом СВФУ им. М.К. Аммосова; издание учебно-методического пособия по курсу «Родной край» для учащихся 5 классов «Земля моя – Хангаласская», книг «Педагогическая слава Хангаласского улуса», «Учитель Земли хангаласской», «Мир счастливого детства», методического пособия «Рисуем все»: 1 ступень развития детского творчества», корпоративного журнала «Хангаласское образование» содействовали консолидации усилий муниципальной системы образования и общественности для достижения единой цели – повышения качества образования.

Хангаласской ДЮСШ для координации деятельности школ и детских садов по развитию спортивных клубов, Покровской ДХШ и Покровской ДШИ для продвижения проектов Рисуем все» и «Музыка для всех» были выделены дополнительные штатные единицы.

Во всех 27 школах созданы театральные студии (кружки), музеи, спортивные клубы. В с. Чапаево открыта Детская театральная школа, в Октемском НОЦ – школьный технопарк, Покровской ДХШ – детская картинная галерея им. Г.А. Шелковниковой, в Хангаласской ДЮСШ – секция художественной гимнастики.

Открыты специализированные профориентационные, профильные классы: в Ойской СОШ им. А.В.Дмитриева – лётный класс, в Покровской СОШ № 1 с УИОП – психолого-педагогический класс, в Качикатской СОШ им.С.П.Барашкова» – педагогическая группа, в Ойской СОШ, Покровской СОШ № 3 и Октемском научно-образовательном центре – корпоративные медицинские классы.

В ЦДОД «Ханалас» внедрены новые программы спортивной направленности, такие как Игра Го и киберспорт; проект «Мобильный класс «Saidyy» (видеопроизводство, цифровая графика – «Мультимедийные технологии», 3D-моделирование, виртуальная и дополненная реальность — «3D-моделирование и VR&AR-технологии», моделирование – «Авиа – и ракетомоделирование», производство сувениров – «Needleworkers», ГИС-технологии и веб-разработка – «Инспектор Гаджет»).

Финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение приоритетных направлений Конгрессов осуществлялось через муниципальную Целевую программу развития образования, муниципальные задания образовательных организаций, благотворительный фонд содействия развитию образования и грантовые конкурсы.

Постконгрессные периоды стали временем продуктивного диалога и сотрудничества,  активного внедрения новаторских идей и инноваций в муниципальную систему образования.

Практика проведения конгрессов привела к позитивным изменениям в педагогическом сообществе муниципалитета, в системе образования в целом, способствовала профессиональному росту педагогов и, в конечном счете, улучшению образовательных результатов обучающихся.

Выбор Хангаласского улуса для запуска первого в России пилотного проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)» свидетельствует о целенаправленности и результативности усилий хангаласского учительства по обновлению образовательного пространства улуса и созданию среды, открытой для изменений и инноваций.

Задачи, поставленные Педагогическими конгрессами, настолько глобальны, что их решение требует от просвещенцев улуса дальнейшей концентрации творческих сил, энергии, воли и кропотливого напряженного труда. Достойная реализация директив конгрессов – залог успешности и необратимости инновационного развития муниципальной системы образования.    

Н.Н.Макеева, зам начальника

МУ «Хангаласское РУО»