Улусная интеллектуальная игра «Хангаласские умники и умницы»

Автор и руководитель проекта: Л.И.Ефимова, главный специалист ОИТ РУО

Участники проекта:

  • обучающиеся школ Хангаласского улуса с 6 по 11 классы;
  • педагоги, готовящие детей к участию в интеллектуальных играх;
  • члены ареопага (жюри).

Девиз проекта: «В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества» (Ф.Шиллер)

Эмблемы проекта: ордена и медали умников, которые изготавливается специально к каждой игре.

Срок реализации проекта: с 1998 г. по 2020 г.

Цель проекта: выявление и поддержка школьников, способных к гуманитарным наукам.

Задачи проекта:

  • содействие интеллектуальному, духовно-нравственному развитию и расширению кругозора школьников;
  • активизация познавательной деятельности школьников;
  • формирование у школьников интереса к классической мировой литературе, всемирной истории, истории своей страны и родного края;
  • содействие патриотическому воспитанию обучающихся;
  • стимулирование творческой деятельности учителей-гуманитариев в работе с одаренными детьми.

Форма реализации проекта: улусная интеллектуальная игра «Хангаласские умники и умницы.

Основная идея проекта

Воспитание интеллектуальной элиты школьников через их приобщение к классической мировой, русской и якутской литературе, к настоящему искусству, всемирной истории, истории Отечества и родного края.

Обоснование проекта

Культура человека любой профессии определяется его гуманитарной культурой: пониманием литературы, поэзии, истории, живописи, музыки, театрального искусства. Только гуманитарная культура способна стать фундаментом этики, нравственности, основой формирования духовно развитой, высокообразованной, социально активной личности.

Между тем в настоящее время в жизнь современного общества агрессивно вторгается псевдокультура, что приводит к низким духовным и нравственным запросам молодежи. В связи с этим возникает необходимость противопоставления ложным идеалам прогрессивного культурного и исторического наследия, которое создавалось на протяжении многих веков.

В то же время не угасает интерес школьников к различным интеллектуальным играм и состязаниям. Общеизвестно, что любой учебный материал значительно эффективнее усваивается в процессе игры. Участие в интеллектуальной игре позволяет школьникам выявить уровень своей эрудиции, укрепляет веру детей в собственные знания и возможности, вселяет уверенность в себе, формирует волю к победе, учит взаимодействовать с другими участниками игры.  

Содержание проекта

Интеллектуальная игра «Хангаласские умники и умницы – эффективная форма приобщения школьников к интеллектуальной, духовной, культурной сокровищнице человечества, пробуждения интереса к классической литературе, искусству, истории своего народа и всемирной истории. Это увлекательное интеллектуальное состязание между школьниками.

В начале реализации на протяжении нескольких лет проект «Хангаласские умники и умницы» был совместным проектом Хангаласского РУО и Улусной библиотеки (кураторы от библиотеки Т.Г.Свинобоева и Л.Н.Колесова). Позднее проект перешел под полную эгиду РУО.

Участниками интеллектуальной игры становятся школьники, подготовившиеся к улусной игре по заранее заданной теме под руководством педагога или самостоятельно, желающие в процессе игры узнать что-то новое, интересное или полезное для себя.

Игра проводится 2-3 раза в течение учебного года по программным и внепрограммным темам из области классической русской, якутской, зарубежной литературы, истории, мировой художественной культуры, краеведения.

Игра является интерпретацией Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады «Умницы и умники», автором и ведущим которой является профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский.

Вопросы игры рассчитаны на проверку знания и понимания текстов литературных произведений, историко-культурного контекста, важных исторических событий. В зависимости от темы в некоторых играх, кроме оценочных, предлагаются предварительные задания творческого характера, например: подготовить выразительное чтение стихотворения или отрывка из прозаического текста; подготовить краткую информацию об авторе произведения и др.   

Таким образом, ответы на вопросы и выполнение заданий требуют не только конкретных знаний, но и творческого воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам, элементов импровизации. Ответы участников игры оценивает «ареопаг» — жюри из трёх судей. В качестве членов ареопага выступают учителя-предметники, специалисты Улусной библиотеки и Хангаласского РУО, а также приглашенные гости.

К каждой игре готовится мультимедийная презентация, подбираются фотографии. Игра состоит из отборочного тура, трех агонов (этапов) и финального состязания.

В начале игры все участники являются теоретиками. За каждый правильный ответ на вопрос отборочного тура теоретик получает медаль. В конце отборочного тура выявляются лидеры – агонисты, – получившие максимальное количество медалей. Они и становятся участниками состязания на дорожках. В течение одного этапа участники успевают побывать как теоретиками, так и агонистами.

В каждом агоне участвуют по 3 игрока, которым предоставляется право выбрать одну из трех дорожек: красную, желтую или зеленую:

  • зелёнаядорожка состоит из четырёх вопросов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • жёлтая— из трёх вопросов, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • красная – самая краткая дорожка, состоит из двух вопросов, но ошибаться на ней нельзя.

Первым выбирает дорожку игрок с наибольшим количеством медалей и т.д. В случае отсутствия правильного ответа ведущий адресует свой вопрос теоретикам, за каждый правильный ответ теоретику вручается медаль. Игрок, превысивший предел допустимых ошибок, снова становится теоретиком. Три медали обмениваются на один орден. Первый, кто успешно прошёл свою дорожку, становится победителем агона и, соответственно, участником финального состязания. В случае отсутствия победителя образуется вакансия, которая заполняется теоретиком, имеющим наибольшее количество медалей. В финале состязаются трое лидеров с наибольшим количеством орденов. В конце игры определяется абсолютный победитель – игрок с максимальным количеством орденов, два оставшихся финалиста становятся призерами игры.  

Абсолютный победитель и призеры игры, а также самые успешные теоретики, кроме того, что увозят домой ордена и медали умников, награждаются дипломами и ценными призами, – как правило, книгами. К игре по роману Далана «Тыгын Дархан» был специально изготовлен еще и памятный знак абсолютного победителя. Педагоги, подготовившие самых результативных игроков, награждаются Благодарственными письмами организаторов игры.

Согласно Положению об улусной интеллектуальной игре «Хангаласские умники и умницы» победители игры приравниваются к победителям муниципального этапа олимпиады по предметам история, литература, МХК.

Чтобы игра прошла интересно, динамично, к каждому состязанию готовится порядка 50-70 вопросов по заданной теме. Тематику игр определяет и вопросы готовит автор проекта.

В некоторых играх школьники из отдаленных (заречных) школ, которые не могли участвовать очно, принимали в состязаниях дистанционное участие посредством новейших технологий – через Skype.

За 22 года реализации проекта проведено множество игр на самые разные темы из различных областей гуманитарных знаний. Вот несколько  примеров из множества тем: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина», «Легкое дыхание» И.А.Бунина», «Каштанка» А.П.Чехова», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» (русская классическая литература); «Маленький принц – шедевр мировой литературы», «Мифы Древней Греции» (мировая классика); «ВОВ в художественной литературе 20 века», «Великие сражения ВОВ», «Награды ВОВ»; «Дети-герои ВОВ», (советская литература, боевая история страны); «Михаил Николаев: жизнь, посвященная служению народу»; «Хангаласский улус: история и современность», «Якутяне в ВОВ» (история, краеведение); «Роман В.С.Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» – вершинное явление современной якутской литературы»; «Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» – письменный памятник материальной и духовной культуры Якутии», «Олонхо – саха норуотун барҕа баайа» («Олонхо – шедевр нематериальной культуры человечества»); (краеведение, литература и фольклор народа саха).

Через проект «Хангаласские умники и умницы» прошли многие яркие, одаренные дети из разных школ улусов, которые блистали на дорожках своей эрудицией, интеллектом, начитанностью, здоровой амбициозностью, опровергая устоявшееся мнение о том, что современные школьники не читают художественную литературу, не знают историю и культуру своей страны, своего народа.

Все годы реализации проекта «Хангаласские умники и умницы» активное и результативное участие в интеллектуальных состязаниях принимали учащиеся Бестяхской, Мохсоголлохской, 2 Мальжагарской СОШ, Покровской улусной многопрофильной гимназии, Покровских школ № 2, № 3, № 4, Октемского лицея (НОЦ).

В успешном проведении игры большую роль играет мастерство ведущего. С 2004 г. бессменной ведущей улусной интеллектуальной игры «Хангаласские умники и умницы» является Ж.В.Шилова, учитель русского языка и литературы Покровской УМГ. Умение Жанны Викторовны импровизировать, обыграть ситуацию, снять напряжение у игроков, искрометное чувство юмора содействовали созданию на интеллектуальных состязаниях атмосферы здорового соперничества, азарта, воодушевления, придавали играм динамичность, живость и увлекательность.

Результативность проекта

Проект «Хангаласские умницы и умники за долгие годы реализации, безусловно, оказал позитивное влияние на интеллектуальные, духовные, этические запросы школьников – участников улусной интеллектуальной игры; содействовал расширению их кругозора, формированию любви к чтению, повышению уровня гуманитарной культуры школьников в целом и их самооценки, а также активизации работы учителей-гуманитариев с одаренными детьми.

Успешное участие в проекте мотивировало бестяхских школьников на участие во Всероссийской телевизионной викторине «Умницы и умники», которая выходит на Первом канале каждое воскресенье (для того, чтобы стать участниками игры, надо отвечать на вопросы и получить приглашение на участие от организаторов Всероссийской игры). Ирина Торчиева (Демина) участвовала в викторине в 2001 г., Илья Диряхов и Антон Аксенов – в 2011 г. К участию в играх их готовила учитель истории и обществознания З.М.Сартыкова, талантливый педагог, бесконечно преданный своей профессии. Зоей Манджиевной в разные годы подготовлено большое количество победителей улусной игры. В общей копилке бестяхских школьников 3 ордена, что совсем неплохо для обучающихся отдаленной сельской общеобразовательной школы. Во всяком случае, ребята были удостоены личной похвалы Ю.П.Вяземского. А это дорогого стоит.

Финансирование проекта

Проект финансировался Хангаласским РУО.

Л.И.Ефимова, автор и руководитель проекта