Деловой прием как форма повышения управленческой культуры директоров школ

Из практики проведения деловых приемов

 

        Многое в ценностном мире людей обусловлено современной социально-экономической ситуацией. Вместе с тем образование обладает достаточно большим гуманистическим потенциалом, позволяющим повысить его влияние на формирование управленческих качеств директора школы.

        1 февраля 2024 г состоялся деловой прием директора Октемской СОШ имени П.И.Шадрина К.Ф.Афанасьевой «Лучшие практики образовательного процесса». Был представлен колоссальный опыт школы по внедрению новаций и педагогики сотрудничества в образовательный процесс, в деятельность школы в целом. Заключительным аккордом мероприятия стала премьера олонхо «Дьорҕостой Бэргэн». На итоговой рефлексии каждый участник мероприятия высказал восхищение, восторг от увиденного и услышанного. Все пришли к единому мнению, что коллектив Октемской школы нацелен не только на обучение, развитие духовного мира учащихся, но и на формирование социально — активной личности с лидерскими качествами, а директор школы рассматривает школьную жизнь как важный этап самореализации личности в социуме и становления ученика как субъекта собственной жизни.

        В гимназии поделилась с коллективом впечатлениями о завораживающей постановке Олонхо, слаженной работе команды Октемской СОШ, творческом сотрудничестве школы с театром Олонхо. Погрузилась в воспоминания об истоках практики проведения деловых приемов директоров в улусе. Что такое деловой прием? Что послужило поводом для зачинания традиции проведения деловых приемов директоров школ? Какую роль данный формат педагогического общения играет в жизни директорского корпуса?

        С 4-го по 7-е октября 2012-го года мне посчастливилось участвовать в Деловом приеме учителей – общероссийском мероприятии (с участием представителей зарубежных стран), организованном Московской Ассоциацией предпринимателей, посвященном Международному Дню учителя. Гостями и участниками торжества стали свыше 250-и работников органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, методистов, педагогов из различных регионов России.  

        Деловой прием учителей в Москве дал повод задуматься о том, что хорошо бы практиковать проведение делового приема директора с попечителями и социальными партнерами у нас, в Хангаласском улусе. Таким образом, получил старт новый формат своеобразного творческого отчета, презентации работы директоров и школ улуса, который стал традиционным в улусной системе образования.

        Первый деловой прием я решила провести по теме «Гимназия: проблемы, перспективы. Управление развитием гимназии» в формате круглого стола с участием попечителей гимназии и социальных партнеров. 2 ноября 2013 г. в гимназии собрались представители Хангаласского РУО, директора школ, приглашенные гости. В первой части круглого стола ознакомила гостей с историей и достижениями гимназии на текущий момент: она была открыта в сентябре 1996 г по инициативе Первого Президента  Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева на базе школы № 2. В сентябре 1998 г. гимназия стала самостоятельным учреждением – ей было выделено бывшее здание Орджоникидзевского РК ВЛКСМ, отреставрированное и отремонтированное турецкой фирмой «Олкан». За 15 лет функционирования Покровская УМГ вошла в число лучших инновационных образовательных организаций улуса и РС (Я).

        Во второй части мероприятия состоялся разговор о проблемах и перспективах дальнейшего развития гимназии, в результате которого все участники делового приема сошлись во мнении: необходимо внести гимназию в программу сейсмоустойчивости, решить проблему со спортивным залом в интересах обучающихся, поставить перед руководством МР «Хангаласский улус». Отмечая решающую роль процесса обучения, совет попечителей считал, что формирование  гимназистов должно проходить в удобных, современных и оборудованных помещениях. Постановили: содействовать укреплению  материально — технического оснащения гимназии, привлечению внебюджетных средств, созданию условий для развития творческого, интеллектуального и духовного потенциала учащихся гимназии.

        5 апреля 2014 года Покровская улусная многопрофильная гимназия провела второй деловой прием в виде марафона педагогических идей «Искать. Находить. Применять». Почему именно марафона? Да потому, что дистанция, отмеченная этапами: КПМО, НСОТ, ФГОС и т.д. – действительно похожа на марафон.

        Все благие дела в этом мире начинаются с идеи. А идеи могут озарить  каждого, кто ищет, находит, использует, внедряет…Марафон был организован по правилу трех единств: все мероприятия происходили в одном временном пространстве, при определенном составе  гостей и в одном классном коллективе. Присутствующие посетили открытый урок, классный час, фрагмент родительских чтений. Этим самым гимназия показала единство учебной, методической и воспитательной работ, то есть систему деятельности, которой следует гимназия на протяжении многих лет, получая высокие образовательные результаты.

        В процессе обсуждения увиденного: педагогических идей, находок, методов в учебной, методической и воспитательной деятельности – участники делового приема (педагогического марафона) отметили, что Покровская УМГ выстроила свою образовательно-воспитательную систему и, как динамично развивающееся учреждение, активно ищет, применяет новые педагогические идеи и образовательные технологии.

        Безусловно, директор школы – одна из самых сложных и социально ответственных профессий в современном мире. Каким же должен быть директор современной  школы: опытным педагогом или эффективным управленцем?

        Ответ на этот вопрос был дан на следующем деловом приеме директора, который состоялся 18 февраля 2016 г. «Современный руководитель. Кто он?». В рамках программы мероприятия в первом блоке прошли выставка и продажа методической литературы из опыта работы педагогического коллектива, презентация литературно-публицистического журнала «Фантазеры» и видеоролика «Это – моя Гимназия»; во втором блоке – дебаты «Легко ли быть директором?», а также тематические выступления «Ксенофонтовские чтения»: открой в себе ученого» – формы стимулирования, реализации и развития научного и творческого потенциала учащихся»; «Попечительство – добрая традиция» и литературно-художественная композиция «Гимназия – это…».

        В третьем блоке «Современный руководитель – духовная личность, открытая миру» прошел мастер-класс директора гимназии «В гармонии вселенского созвучья живешь и ты…».

        На рефлексии прозвучал ответ на вопрос о том, каким должен быть современный директор: директор школы, как и любой человек, – профессионал, личность и индивидуальность одновременно. А в профессии педагога, которым не перестает быть директор, эти качества очень тесно переплетаются, образуя своеобразный сплав профессионально-личностных качеств.

        15 марта 2018 года  в гимназии состоялся ставший уже традиционным деловой приём директора в формате Слета педагогических династий (пятого по счету), ставшего традиционным в Хангаласском улусе. По мнению Р.Е.Тимофеевой, слет педагогических династий – это «праздник памяти, интеллекта, ума и души». На этот прием были приглашены члены педагогических династий, и Покровская гимназия в этот день превратилась в своеобразную площадку для торжественной передачи переходящего Кубка-чорона педагогических династий от династии Кардашевских старейшей учительской династии Тимофеевых — Лыткиных, представители которой работают в разных образовательных учреждениях Хангаласского улуса и республики. Это случилось еще и потому, что в гимназии работают представители сразу нескольких педагогических династий и семей: Кардашевских, Егоровых, Кировых, Борисовых, Худаевых, Латышевых. Для демонстрации возможности династиям и семьям презентовать опыт педагогической деятельности был выбран формат бенефиса под названием: «Талант. Призвание. Опыт».

        С приветственным словом выступила автор проекта «Педагогические династии Хангаласского улуса – свидетели и творцы истории» Л.И. Ефимова. Кропотливая работа по проведению улусных слетов династий, издание книги «Педагогические династии Хангаласского улуса: опыт, традиции, новаторство» – это лишь маленькая часть того, что смогла претворить в жизнь эта маленькая хрупкая женщина.

        Представители учительских династий Покровской УМГ представили участникам слета позитивный опыт педагогической деятельности по актуальным направлениям современного образования. Мастер педагогического труда Г.П.Капустина, член педагогической семьи Капустиных, самый результативный учитель гимназии и улуса по русскому языку и литературе, издатель художественно-публицистического журнала «Фантазеры», презентовала опыт  уникального долгосрочного (7 лет реализации) проекта по теме «Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе». В рамках проекта учащиеся, родители, классный руководитель одной дружной командой посетили памятные места Хангаласского улуса, Республики, Саха (Якутия), Санкт-Петербурга и ряда городов Европы.

        В рамках бенефиса интеллигентный, увлечённый своим предметом А.Б.Худаев, историк по образованию и призванию, зачинатель игры в дебаты в улусе, руководитель клуба «Что? Где? Когда?», глава учительской семьи Худаевых, смело доверился своим начинающим дебатёрам, которые не подвели своего руководителя и достойно справились с поставленной задачей – дебатами на тему: «Личность воспитывает личность».

        А.И.Андросова, глава педагогической династии Егоровых, одна из самых опытных учителей географии улуса, бессменный руководитель научного общества учащихся гимназии, приоткрыла дверь в свою педагогическую мастерскую, представив опыт взращивания юных исследователей, в котором много творчества, созидания и успехов.

        Н.С.Латышев, один из самых результативных учителей улуса в области ОБЖ и ФВ, руководитель ВСК гимназии «Орион», глава педагогической семьи Латышевых, с приходом которого в гимназию спортивная жизнь школы забила ключом, в своем эмоциональном выступлении отметил, что учитель – педагог, творец, труженик – одинаково качественно и талантливо выстраивает систему уроков по своему предмету, строит дом и от души помогает людям.

        А.Е.Кардашевская и Ю.Е.Ноговицына представляют большую педагогическую династию, стоявшую у истоков образования Покровской гимназии, внесшую неоценимый вклад в её становление, развитие и процветание. Выступления Антонины Егоровны – это, без преувеличения, увлекательные и поучительные актовые лекции о сложности, значимости и вместе с тем огромной радости учительского труда.

        Каждый педагог блистал по-своему, каждый был убедителен, неповторим и самобытен, и мероприятие превратилось в настоящий бенефис педагогического мастерства, профессионализма, творчества и вдохновения!

        Деловой прием украсило яркое представление школьной театральной студии «Маски», в котором гимназисты продемонстрировали свое актёрское мастерство в сценах из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», драмы А.Н.Островского «Гроза», рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (рук. студии Ж.В.Шилова, учитель русского языка и литературы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года — 2007 г.).

        Финальным аккордом мероприятия стало оглашение Обращения участников делового приема к педагогическим семьям и династиям Хангаласского улуса, представителям законодательной и исполнительной власти, общественности с призывом шире использовать потенциал трудовых династий в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии Хангаласского улуса.

        2020 год в Российской Федерации был объявлен Годом Памяти и Славы, в Республике Саха (Якутия) – Годом патриотизма. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и у благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. Мужество, самоотверженность, стойкость, огромная  любовь к Родине фронтовиков и тружеников тыла определили тему пятого делового приема – «Директора школ г. Покровска – участники Великой Отечественной войны и ветераны тыла». На мероприятие были приглашены директора школ, ветераны тыла и ветераны педагогического труда, работавшие в гимназии, родственники фронтовиков – директоров школ, военный комиссар Хангаласского улуса Н.А. Весвало и другие официальные лица.

        Мероприятие прошло на высокой эмоциональной ноте, как говорится, на одном дыхании. С глубоким уважением, волнением, благодарностью и с гордостью директора школ, учителя истории, родственники называли имена фронтовиков – директоров школ г. Покровска, – которые с честью защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны: Е.Е.Кардашевского, К.О.Дуглас, Г.Н.Новикова, Е.П.Ильина, Г.П.Лукина. Имена этих людей, прошедших славный боевой путь, а в мирное время внесших неоценимый вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, навсегда вписаны в историю родного  улуса.

        Деловой прием завершился Обращением участников мероприятия к руководителям образовательных учреждений с призывом продолжить начатую Покровской улусной многопрофильной гимназией инициативу – до 9 мая 2020 года в каждой школе организовать поисковую деятельность по сбору исторического материала по теме «Директора-фронтовики школ Орджоникидзевского района» (Хангаласского улуса); использовать собранный материал для оформления юбилейного стенда в школьном краеведческом музее и баннера о директорах — фронтовиках на фасаде школы.

        Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть, что сегодня необходимость непрерывного образования касается, несомненно, и директорского корпуса.

        В начале публикации был поставлен вопрос: какую роль играет деловой прием для директорского корпуса? Директорские деловые приемы предоставляют возможность руководителям образовательных организаций переосмыслить свою управленческую деятельность, более пристально «присмотреться» к самому себе, задаться вопросами: а что я еще могу сделать, чтобы повысить результаты своего труда? Какие инициативы и проекты реализовать?

        Таким образом, деловые приемы директоров являются средством, предоставляющим возможность для активизации управленческой деятельности руководителей школ, повышения ее уровня и культуры. При этом каждая школа, каждый директор вправе выбирать собственный формат мероприятий, имеющий свои отличительные признаки и особенности.

        Качества современного руководителя можно обозначить  словами Лао Цзы: «Великие администраторы добиваются успеха не ограничениями и ужесточениями правил. Они представляют людям возможности. Хорошее руководство состоит в том, чтобы стимулировать людей к достижению высочайшего уровня, предлагая им возможности, а не обязательства». Эта фразу можно соотнести и с форматом деловых приемов директоров школ.

                                                                                 Ю.Е.Ноговицына, директор Покровской

                                                                             улусной многопрофильной гимназии,

                                                                             кандидат педагогических наук