ЕРМАКОВА (Зубакова) Надежда Петровна

ЕРМАКОВА (Зубакова) Надежда Петровна

Отличник народного просвещения РСФСР, награждена Почетными Грамотами МП СССР, Президиума Верховного Совета ЯАССР, Республиканского Совета Якутского отдела Пед.общества РСФСР, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина».

Родилась 19 января 1932 года в многодетной, рабочей семье в городе Иваново.

В 1952 году после окончания Ивановского педагогического училища приехала в Якутию со своими однокурсницами: Евгенией Александровной Масловой, Галиной Михайловной Корякиной, Ниной Ивановной Логиновой, Антониной Михайловной Марининой (Яковлевой), Маргаритой Николаевной Смирновой, Верой Михайловной Харитоновой. Все они были направлены в Орджоникидзевский район. Она начала свою педагогическую работу в I Жемконской семилетней школе учителем русского языка в начальных классах. Чтоб обучить детей, не знавших русский язык, учитель нашла единственную верную методику – трудное превращать в игру. В процессе игры развивала устную речь, обогащала словарный запас детей. Более 10 лет она обучала русский язык якутскоязычных жемконских детей.

В декабре 1956 года в своем заключении инспектор РОНО А.В. Капитонов писал, что «Н.П. Зубакова (Ермакова) четвертый год в I Жемконской семилетней школе обучает 1-4 классы русскому языку. Учитель хорошо владеет методом одновременной работы с двумя классами, делая частые переходы между ними. За годы своей работы она накопила значительный опыт и достигла несомненных успехов. Учащиеся лучше владеют разговорным русским языком, чем учащиеся ряда школ района. Уроки проводятся эффективно, разнообразными методами, увлекательно. Уроки чтения выгодно отличаются тем, что учительница умеет вызвать активность всех учащихся, умело добивается исправления ошибок в речи самими учениками. Посещение ее уроков может быть рекомендовано всем учителям для обмена опытом. В четвертом классе написали сочинение. Класс неплохо справился с работой: оценок «5»-2, «4»-3, «3»-7, «2»-1. Это есть результат кропотливой работы учителя».

В 1963-1998 гг. (35 лет) работала учителем русского языка в начальных классах Булгунняхтахской школе. Учитель много работала по методике обучения. В 1968 году в своей статье «Уроки чтения в начальных классах», напечатанной в журнале «За эффективное изучение русского языка и литературы», Н.П. Ермакова писала: «…Основной целью преподавания русского языка в нерусской школе является практическое овладение учащимися русским языком: умение читать и понимать русские книги, свободно и правильно говорить и писать по-русски. Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя, ученик должен овладеть достаточным запасом русских слов. Словарной работе я уделяю особое внимание, провожу ее планомерно и систематически…». Она — автор учебника русского языка в 3 классе якутской школы 1972, 1974, 1976гг. изданий.

Надежда Петровна – человек трудолюбивый, заботливый, ответственный, вырастила троих детей, прекрасная мать, бабушка.

В декабре 1956 года в своем заключении инспектор РОНО А.В.Капитонов писал, что «Н.П. Зубакова (Ермакова) четвертый год в I Жемконской семилетней школе обучает 1-4 классы русскому языку. Учитель хорошо владеет методом одновременной работы с двумя  классами, делая частые переходы между ними. За годы своей работы она накопила значительный опыт и достигла несомненных успехов. Учащиеся лучше владеют разговорным русским языком, чем учащиеся ряда школ района. Уроки проводятся эффективно, разнообразными методами, увлекательно. Уроки чтения выгодно отличаются тем, что учительница  умеет вызвать активность всех учащихся, умело добивается исправления ошибок в речи самими учениками. Посещение ее уроков может быть рекомендовано всем учителям для обмена опытом… В четвертом классе написали сочинение. Класс неплохо справился с работой: оценок «5»-2, «4»-3, «3»-7, «2»-1. Это есть результат кропотливой работы учителя».

В 1968 году в своей статье «Уроки чтения в начальных классах», напечатанной в журнале «За эффективное изучение русского языка и литературы», Н.П. Ермакова писала: «…Основной целью преподавания русского языка  в нерусской школе является практическое овладение учащимися русским языком: умение читать и понимать русские книги, свободно и правильно говорить и писать по-русски. Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя, ученик должен овладеть достаточным запасом русских слов. Словарной работе я уделяю особое внимание, провожу ее планомерно и систематически…».

Из книги Васильева Н.С. «Вехи развития образования в Хангаласском улусе», 2004 г.

45 лет в Якутии рядом с детьми

С 1950 по 1971 год в нашей школе добросовестно работали 34 учителя из центральных областей, которые отлично владели методикой преподавания своего предмета.

Замечательный педагог Ермакова Надежда Петровна родилась 19 января 1932 года в многодетной, рабочей  семье в городе Иваново. Детство прошло трудно. Как старший ребенок ухаживала за братьями и сестрой, помогала по дому. Нагрянула война. Отец был призван на фронт. Заболела мать, и все заботы семьи легли на её хрупкие плечи… вражеские самолеты бомбили ее родной город, была разрушена школа, где училась Надя. На фронте был тяжело ранен отец. Из-за гангрены ему ампутировали левую ногу. Инвалид — отец, больная мать, маленькие дети, голодное время, школа… Незаметно подошло время выбрать путь в жизни.

В 1948 году Надежда с подругами поступила в Ивановское педучилище. В 1952 году 25 новоиспеченных молодых педагогов Ивановского педучилища госкомиссия направила в нашу далекую Якутию. 12 из них Министерство направило в наш Орджоникидзевский район. Среди них была молоденькая 20-летняя Зубакова Надежда Петровна. Родители не хотели отправить Надю в такую даль и глушь. Но потом отец, с тревогой и одновременно с гордостью, благословил дочь на дальнюю дорогу.

45 лет она проработала в школе. Вернее будет сказать – прожила. Все эти годы она отдала обучению якутских детей русскому языку.

 Надежда Зубакова впервые как учитель переступила порог Ι Жемконской восьмилетней школы и стала называться Надеждой Петровной. Молодая учительница в Ι Жемконе проработала 12 лет, создала семью. Затем переехала в село Булгунняхтах. Это было в 1964 году. 35 лет Надежда Петровна Ермакова преподавала в нашей школе русский язык в начальных якутских классах. Уроки ее были увлекательны, учительница главное внимание обращала на развитие устной речи, на дикцию, систематически проводила работу по обогащению словарного запаса детей. Надежда Петровна пользовалась верным педагогическим правилом – трудное превращать в игру. На уроках она практиковала использование народных пословиц, поговорок и загадок, умело пользовалась карточками, сюжетными картинками, пластинками, диафильмами.

Отлично владея методикой преподавания, из года в год добивалась высоких показателей успеваемости при 50-60% качества. Надежда Петровна много лет руководила школьным и кустовым методобъединением учителей начальных классов, работала завучем начальной школы. Она самоотверженно занималась нелегким учительским трудом, отдавая все свои знания, опыт, энергию и силу учащимся, делилась опытом с молодыми учителями, становясь их старшим товарищем и советчиком. Надежда Петровна целеустремленная и трудолюбивая личность, преданная однажды избранной профессии. Ее всегда отличала неразрывность слова и дела, умение соответствовать требованиям времени. Каждый год участвовала в улусных и республиканских педагогических чтениях. Ею написано 20 докладов, 4 из которых были изданы специальными брошюрами ЯРИУУ. Она соавтор учебника русского языка для 3-го якутского класса 1972, 1974, 1976 гг. изданий. Учебник имел хороший отзыв учителей-практиков.

Надежда Петровна Ермакова педагогическую работу удачно совмещала с общественной работой. Так в 1970 году работала общественным инспектором Министерства просвещения.

За результативную работу Надежда Петровна в 1964 году была награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», Почетными Грамотами МП СССР, Президиума Верховного Совета ЯАССР, Республиканского Совета Якутского отдела Пед.общества РСФСР, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина». Благодаря добросовестному труду сотен таких учителей великого русского языка, как Надежда Петровна Ермакова, учителя высшей категории, ветерана тыла и педагогического труда (с 1982 года), с каждым днем наши дети вновь и вновь открывали новые грани речи великого русского народа.

Надежда Петровна была заботливой и ласковой матерью. Якутия стала родиной троих её детей. Добродушная, отзывчивая Надежда Петровна Ермакова поддерживала теплую связь с бывшими соседями, друзьями, не забывала поздравлять коллег.

Коллеги из Булгунняхтахской школы