Метод погружения: сотворчество учителя и ученика

Из опыта работы Покровской улусной многопрофильной гимназии

Введение

        Системно-деятельностный подход в обучении является методологической основой ФГОС ООО, СОО и направлен прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся, их познавательной активности.  

        При традиционной организации учебного процесса ежедневно изучаются по 4-6 разнородных предметов на 40 минутных уроках, при этом усвоение учебного материала растягивается на длительный срок. Постоянная смена дисциплин не позволяет полностью погрузиться в предмет, не даёт возможности о чём-то детально задуматься, осмыслить интересующий вопрос. Понятно, что это не способ прочного усвоения знаний. К сожалению, они быстро забываются.  

        Одной из технологий, активно используемых для повышения образовательного и развивающего потенциалов уроков, является технология «погружения», позволяющая расширять объемы знаний, усваиваемых обучающимися, без увеличения времени, отводимого на их изучение

        «Погружение» активизирует познавательный интерес обучающихся и улучшает эффективность усвоения материала, стимулирует развитие воображения и содействует созданию эмоционально-нравственных ситуаций. Общие компоненты моделей погружения: 

  • многообразие взаимодополняемых форм учебной деятельности;
  • интеграция учебного материала и укрупнение дидактических единиц;
  • групповые и коллективные формы обучения;
  • сотрудничество учителя и учеников, переходящее в сотворчество.

 

Теоретическая база опыта

        При традиционной организации учебного процесса в любой школе ежедневно изучаются по 4-6 разнородных предметов на 45 минутных уроках, при этом усвоение учебного материала растягивается на длительный срок. Постоянная смена дисциплин не позволяет полностью погрузиться в предмет, не даёт возможности о чём-то детально задуматься, осмыслить интересующий вопрос. Полученные знания, к сожалению, быстро забываются. Решением данной проблемы в Покровской гимназии стал метод однопредметного «погружения».

        Впервые инновационную технологию «погружения» описал известный ученый, методист и педагог М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное». Такие уроки рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего  методы и приемы, которые позволяют активизировать резервы каждого ребенка, помогают ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.  Это одна из эффективных педагогических практик, направленных на сотворчество учителя и ученика, в конечном итоге, – на повышение качества обучения.

Новизна опыта

        Метод «погружения» в условиях модульной технологии нашёл своё применение в Покровской гимназии как метод, поддерживающий идеи «создания здоровьсберегающей среды в школе: заложение основ здорового развития ребёнка через здоровьеукрепляющие педагогические способы, методики». В основе погружения – модуль – логически завершённая часть учебного материала. Основой для модуля служит рабочая программа. Модуль, как правило, совпадает с темой или блоком взаимосвязанных тем.  Оценивается всё: задание, работа в любом формате, посещение занятий. Важно, что единицей учебного процесса становится неделя, а не урок, а единицей учебного материала – тема, а не 1-2 задания параграфа.

Актуальность опыта

        Системное применение данной педагогической практики создаёт следующие преимущества в динамично меняющемся мире:

  • целостность восприятия информации учащимися;
  • целостность получаемых знаний;
  • возможность углубленного изучения предмета;
  • экономия учебного времени;
  • состояние комфортности при обучении;
  • уменьшение многопредметности в течение учебного дня;
  • уменьшение количества учебников в рюкзаке ученика;
  • уменьшение объема домашнего задания.

Адресность опыта

        Метод «погружения» хорошо подходит для преподавания русского языка, литературы, математики в 5 — 11классах.

Технология опыта

       В 10 классе на изучение литературы в соответствии с ФГОС предусмотрено 3 часа в неделю. Модульное расписание умножает данное количество часов на 2 – выходит 6 часов, разделённых на пары. Учитель литературы получает возможность без отрыва от творческого процесса, без дробления уроков «погрузить» учащихся в тему и логически завершить её без переноса оставшихся часов на следующую неделю. Тематический модуль выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС:

  • 1-2 уроки – подготовительный и мотивационно-ориентированный этап (проблемные, информационные, установочные лекции);
  • 3-4 уроки – основной этап (семинары как активная форма обучения);
  • 5-6 уроки – рефлексия (контроль знаний) – зачёт.

        Учащиеся 5-6 классов, как правило, проходят адаптацию к новым условиям обучения, поэтому «погружение» осуществляется через парные уроки с проведением физкультминуток, игровых форм. Общеразвивающие предметы: ИЗО, музыка – проводятся еженедельно. Уроки английского языка, как показала практика, лучше проводить еженедельно.

        Учебный период делится на 1 и 2 недели. В 1 неделю в расписание ставятся следующие предметы: математика, история, обществознание, география, биология, во 2 неделю: русский язык, литература, физика, информатика, химия. ОБЖ, физическая культура, английский язык, КН РС (Я), ОДНКНР.

Результативность опыта

        Метод «погружения» является адаптивным, природосообразным, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения.

        Модульное расписание, которое составляется с целью реализации метода «погружения» сокращает ежедневную многопредметность до 2-3 вместо 5-6 разных предметов в день, в результате чего значительно снижается учебная нагрузка обучающихся.

        Выпускники легко адаптируются к новым условиям обучения в ВУЗ-е, где занятия проводятся парами; обеспечивается 100 % прохождение программы, увеличение учебных часов на отработку практических навыков и индивидуальной работы.

                                                                                   Ж.В. Шилова, зам. директора по НМР

                                                                                   МБОУ «Покровская улусная                                     

                                                                                    многопрофильная гимназия»