Научно-методическая конференция «Шадринские чтения» как форматрансляции инновационного педагогического опыта

Авторы проекта: педагогическая династия Шадриных.

Координаторы проекта: Хангаласское РУО и МБОУ «Октемская СОШ им. П.И. Шадрина».

Кураторы проекта: В.А. Васильева, гл. специалист Хангаласского РУО; М.Н. Острельдина, зам. директора школы по УМР.

Статус проекта: республиканский.

Консультанты: Педагогический институт СВФУ им. М.К. Аммосова, Академия наук РС (Я).

Участники проекта: учителя всех типов школ республики, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, дошкольных образовательных организаций, аспиранты, соискатели кандидатских диссертаций из числа педагогов.

Цель проекта: содействие развитию научно-методического потенциала педагогических работников, создание условий для трансляции инновационного педагогического опыта.

Задачи проекта:

  • стимулирование процессов самообразования и профессионального саморазвития педагогов образовательных организаций республики;
  • содействие росту научного уровня профессиональной деятельности педагогов;
  • включение учителей, преподавателей в деятельность по разработке современных педагогических технологий и методик обучения и воспитания;
  • предоставление педагогам возможности поделиться инновационным опытом работы, достижениями в области методики преподавания, педагогики, психологии и воспитания порастающего поколения;
  • распространение инновационного педагогического опыта.

Конференция проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.

Для проведения Конференции формируется оргкомитет, который проводит работу по подготовке и проведению конференции, утверждает программу, список участников, проект итогового документа, решает иные вопросы по организации конференции. Также оргкомитет формирует экспертную группу, в которую привлекаются соответствующие специалисты. Экспертная группа рецензирует представленные работы, рекомендует лучшие из них для выступления, представляющего собой доклад на 10 м., который содержит основные тезисы работы. Программа конференции предусматривает пленарное заседание и работу по тематическим секциям.

Проект научно-методической конференции педагогов был разработан в 2000 году с целью увековечения имени широко известного педагога-просветителя, ученого, родоначальника педагогической династии Шадриных – Панкратия Ивановича Шадрина (1908-1986 гг.), вся многолетняя трудовая деятельность которого была посвящена развитию среднего общего и высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия).

В настоящее время новые поколения педагогической династии Шадриных успешно продолжают благородное дело и добрые традиции, заложенные Панкратием Ивановичем. Династия первой из учительских династий республики вошла в «Книгу Почета трудовых династий РС (Я)», а в 2014 году стала победителем Всероссийского конкурса «Российская династия» в номинации «Династия педагогов». Активная жизненная позиция, природный талант, тяга к образованию, трудолюбие, целеустремленность – фамильные черты Шадриных, являющиеся гарантом их успешной профессиональной и творческой самореализации.

Участниками научно-методической конференции «Шадринские чтения» становятся творчески работающие педагоги школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования, имеющие опыт инновационной, научно-практической работы; аспиранты, соискатели кандидатской степени. Они не только выступают со своими докладами, знакомятся с позитивным опытом коллег, но и получают консультации опытных экспертов. Каждую экспертную группу возглавляет представитель педагогической династии Шадриных. Членами экспертных комиссий являются представители профессорско-преподавательского состава СВФУ, ученые АН РС (Я), сотрудники ИПКРО им. С.Н. Донского II, заместители директоров по научной работе образовательных организаций Хангаласского улуса.

        Тематика секций конференции:

  1. Современная начальная школа: пространство личностного развития и успеха.
  2. Современные технологии в преподавании гуманитарных предметов.
  3. Современные технологии в преподавании физико-математических наук.
  4. Современные технологии в преподавании естественных предметов.
  5. Из опыта работы по наставничеству.
  6. Профориентация, воспитательная работа.
  7. Дошкольное образование как открытая социальная система.
  8. Инновационные направления развития дополнительного образования.

Тематика секций может меняться в зависимости от вызовов времени в сфере образования. Каждый участник НМК получает сертификат об участии в научно — методической конференции «Шадринские чтения». Победители в каждой секции награждаются дипломами 1, 2 и 3 степеней. Наиболее ценные с научно — методической точки зрения работы, а также работы, содержащие авторские решения каких- то проблем в образовании, отражающие «изюминки» педагогической деятельности, включаются в сборник тезисов НМК «Шадринские чтения».

С начала реализации проекта проведено 14  конференций, в том числе 9 – на уровне образовательного округа «ЛЕНА» и 5 – на республиканском уровне, в которых приняли участие около 800 педагогов из разных улусов республики.  О востребованности и актуальности проекта свидетельствуют увеличение количества участников и расширение географии участия. Также отмечаются повышение научно-методического уровня представляемых работ, разнообразие тем, оригинальность педагогических гипотез, форматов, методов и приемов организации образовательного процесса. В принципе, практически каждый доклад представляет собой инновационный педагогический продукт, позволяющий совершенствовать практику  обучения и воспитания.

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Он должен владеть инновационными технологиями обучения и воспитания, постоянно повышать свой научно-методический уровень, совершенствовать педагогическое мастерство. Не каждая образовательная организация имеет такой арсенал возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Проект НМК «Шадринские чтения» более двадцати лет является действенным форматом интеллектуальной деятельности, направленной на создание условий для профессиональной самореализации педагогов, развития их научно-методических, исследовательских, проектировочных компетенций, и тем самым реализуется во благо образования в Хангаласском улусе и Республике Саха (Якутия).

В будущем авторы и организаторы планируют повысить статус проекта до межрегионального.  

                                                                       М.Н. Острельдина, зам. директора по УМР

                                                                       МБОУ «Октемская СОШ им. П.И. Шадрина»