НПК «Ксенофонтовские чтения» как средство формирования интереса школьников к фундаментальным наукам

Авторы проекта: педагогическая династия Кардашевских, педагогический       коллектив МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия».

Учредители проекта:

  • педагогическая династия Кардашевских;
  • педколлектив МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»;
  • МУ «Хангаласское РУО».

Участники проекта:

  • учащиеся 5-11 классов школ Хангаласского улуса и РС (Я);
  • педагоги – руководители исследовательских работ учащихся.

Консультанты проекта:

  • ведущие научные сотрудники СВФУ им. М.К. Аммосова, Института гуманитарных исследований РС (Я);
  • родственники Г.В.Ксенофонтова.

Тип проекта: образовательный, исследовательский.

Цели проекта:

  • пропаганда научных знаний среди школьников;
  • содействие развитию научно-исследовательской, творческой деятельности школьников Хангаласского улуса и Республики Саха (Якутия);
  • увековечение памяти представителя первого поколения якутской интеллигенции, всемирно известного ученого Г.В Ксенофонтова.

Задачи проекта:

  • выявление одаренных и талантливых школьников для их дальнейшего развития;
  • привлечение научных работников ВУЗ-ов к работе с учащимися;
  • содействие сотрудничеству ученых и педагогов школ.

Сроки реализации проекта: с 2001 года по настоящее время.

Периодичность проведения НПК: 1 раз в 2 года

Аннотация проекта

С 2001 года в Хангаласском улусе по инициативе известной учительской династии Кардашевских педагогическим коллективом МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия» при поддержке родственников Г.В. Ксенофонтова и Хангаласского РУО проводится научно-практическая конференция «Ксенофонтовские чтения». Проект назван в честь семьи Ксенофонтовых, чей опыт семейного воспитания является феноменом, уникальным социокультурным явлением, имеющим огромное значение и для нашего времени.

Проект «Ксенофонтовские чтения» объединяет всех участников конференции приобщением к истокам патриотизма, поэтому он актуален в любое время. 

Уникальность проекта

Уникальность проекта заключается в том, что процесс приобщения учащихся к исследовательской деятельности рассматривается как необходимое условие выполнения социального заказа по воспитанию положительных духовно-нравственных качеств и формированию исследовательских и творческих умений школьников, востребованных в современном обществе.

Краткое содержание проекта

В 2004 г. НПК «Ксенофонтовские чтения» приобрела статус республиканской и проводилась в два этапа, с 2006 г. она проводится один раз в два года.

Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляет организационный комитет, который обеспечивает проведение конференции на высоком организационном и содержательном уровне, утверждает программу, формирует экспертные группы, список участников, подводит итоги работы конференции, проводит награждение победителей и призеров, освещает результаты конференции на сайте гимназии и в СМИ. В состав экспертных комиссий входят ведущие научные сотрудники ВУЗ-ов РС (Я), специалисты Хангаласского РУО и педагоги с научными степенями и высокой квалификационной категорией.

Согласно Положению о НПК «Ксенофонтовские чтения» представленные на конференцию работы проходят предварительный отбор, таким образом, к очному этапу допускаются доклады, полностью отвечающие заранее утвержденным критериям.

Постоянных объединенных секций 3: педагогика и филология; история, краеведение и археология; физико-математические и технические науки. В зависимости от содержания поступивших работ, число секций может меняться.

Ксенофонтовские чтения предоставляют учащимся школ Хангаласского улуса и республики возможность представить своё исследование и получить консультации опытных педагогов, экспертов, учёных: В.Е. Кардашевской, кандидата биологических наук, доцента ИЕН СВФУ; О.И. Мордосовой, кандидата химических наук, доцента ИЕН СВФУ; Л.С. Пахомовой, доцента ИЕН СВФУ; С.С. Бурцевой, доцента ФФ СВФУ; П.Р. Ноговицына, руководителя научной экспедиции школьников «Эллэйада» и др.

Время, отводимое для выступлений участников НПК – от 7 до 10 мин. Формы выступлений – ознакомление жюри и слушателей с тезисами исследовательской работы, презентация, пристендовая защита, демонстрация видеоматериалов и др. Жюри оценивает работы по 10-балльной системе. После выступления участники НПК отвечают на вопросы членов жюри, получают ценные советы и консультации экспертов о перспективах дальнейшей работы по исследуемой теме, что однозначно становится точкой роста для юных исследователей.

Участники НПК «Ксенофонтовские чтения» получают сертификаты, победители и призеры награждаются дипломами, педагоги, подготовившие их, – Благодарственными письмами оргкомитета. Экспертные группы могут  присуждать специальные номинации.

8 апреля 2023 года Покровская улусная многопрофильная гимназия гостеприимно распахнула двери перед юными повелителями мысли, знатоками всего и вся, исследователями в разных областях фундаментальных наук. В этом году данное мероприятие имело особое значение – оно проходило в Год педагога и наставника в Российской Федерации и было посвящено 135-летию со дня рождения всемирно известного ученого, выдающегося исследователя с широким научным диапазоном, глубокими познаниями в области древней истории, религии и мифологии, общественного и политического деятеля Якутии, уроженца Хангаласского улуса Г.В. Ксенофонтова, которого известный учёный-востоковед Л.Н. Гумилев назвал энциклопедистом, ученым ренессансного типа. (О 14-ой НПК «Ксенофонтовские чтения» читайте в Приложении 1)

Результативность проекта

С первых Ксенофонтовских чтений прошло 22 года, в течение которых значительно возрос организационный, духовно-содержательный, научно-исследовательский уровень конференции. Покровской улусной многопрофильной гимназией налажен прочный контакт с ВУЗ-ами, обретён опыт работы с одаренными детьми, которые, участвуя в проекте, получили возможность для развития своих творческих и интеллектуальных способностей и стимул к достижению еще более высоких результатов в исследовательской деятельности.  Покровская гимназия организовала не просто научно-практическую конференцию, которых сегодня много, а настоящее творческое сотрудничество учащихся, педагогов с представителями научной интеллигенции.

Ксенофонтовские чтения с каждым годом привлекают все большее количество участников и слушателей из разных улусов республики и г. Якутска. Так, постоянными участниками НПК «Ксенофонтовские чтения» являются не только образовательные организации Хангаласского улуса, но и такие школы, как Кюпская СОШ Усть-Майского улуса, Кобяйская СОШ имени Эверстова Кобяйского улуса, школы Горного улуса, СОШ № 7 и СОШ № 17 г. Якутска. Количество докладов, участвовавших в чтениях в 2019 году, насчитывало более 430 работ (см. Приложение 2).

По итогам НПК издаются сборники лучших исследовательских работ школьников.

Ксенофонтовские чтения – это, без преувеличения, средство формирования живого интереса школьников к фундаментальным наукам, которое имеет неограниченные перспективы для дальнейшего развития.

Ю.Е. Ноговицына, директор МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

 

 

                                                                                   Приложение 1                   

О 14-ой НПК «Ксенофонтовские чтения»

 

8 апреля 2023 года Покровская улусная многопрофильная гимназия гостеприимно распахнула двери перед юными повелителями мысли, знатоками всего и вся, исследователями в разных областях науки. В этом году данное мероприятие имело особое значение, оно проходило в Год педагога и наставника в РФ и было посвящено 135-летию со Дня рождения первого учёного-историка из народа-саха, всемирно известного ученого, историка, этнографа, общественного деятеля Г.В Ксенофонтова. выдающегося исследователя с широким научным диапазоном, глубокими познаниями в области древней истории, религии и мифологии, общественного и политического деятеля Якутии, уроженца Хангаласского улуса Ксенофонтова Гавриила Васильевича. Лев Николаевич Гумилев, известный учёный-востоковед назвал Г.В. Ксенофонтова энциклопедистом, ученым совершенно другого мышления, ренессансного типа.

Лауреатами НПК «14 Ксенофонтовские чтения» стали следующие финалисты: Лукина Мария, Амгинский улус с исследованием «Чек-лист как эффективная форма подготовки к ОГЭ по английскому языку», Олесова Милена из ПУМГ с темой: «Роль музыки Л. Бетховена в произведениях А.И. Куприна и Л.Н. Толстого», Исаков Эрсан из Ойской СОШ с исследованием «Зуб мамонта из тукулана Кысыл Элэсин как объект палеонтологического исследования», Матвеев Михаил из Ойской СОШ — «Определение возраста мамонта по фрагменту бивня», Данилов Матвей из Ниджилинской СОШ Кобяйского улуса – «Исследование печени карася из трёх озёр как морфофизиологического индикатора условий обитания». По мнению учёных, конференция прошла на высоком уровне. «Формат 14 НПК «Ксенофонтовские чтения» соответствуют качественному подходу и отбору научно-исследовательских работ», — отметила в своём отзыве Пахомова Л.С., доцент ИЕН СВФУ. Как заметила учитель Смирникова А.Р. из Болугурской СОШ Амгинского улуса: «Эксперты строгие, но справедливые».  Лукина О.В. из Сатагайской СОШ Амгинского улуса отметила: «Уже на дистанционном этапе отметили высокий уровень организации и выступлений участников. Узнали много интересного».

Не обошлось без сенсаций! «Во время НПК школьников «14 Ксенофонтовские Чтения» видел и держал на руках шедевр-семейную реликвию рода Ксенофонтовых из Уулаах-Аан, очень близкие родственники династии Ксенофонтовых. Ведь именно этот берестяной коробок-туос маллаах иьит — холбука является шедевром по своей искусной работе мастерицы, по шитью берестяных коробков-туос холбука и является еще одним доказательством именно локальных форм берестяных коробов-холбука в долине Эркээни и именно в Немюгюнско-Жерских наслегах», — восхищённо высказался об увиденной реликвии П.Р. Ноговицын.

 

                                                                                                             Приложение 2

Статистика участия школьников в НПК «Ксенофонтовские чтения»

 

 

Год проведения

Улусы

Школы

Доклады

Участники

I

2001

2

4

26

28

II

2002

2

12

42

45

III

2003

3

13

90

120

IV

2004

5

26

128

147

V

2006

6 + г.Якутск

26

193

215

VI

2008

3 + г.Якутск

28

203

218

VII

2010

9 + г.Якутск

32

298

327

VIII

2012

13 + г.Нерюнгри

55

329

344

IX

2013

5

18

86

104

X

2015

9

29

193

208

XI

2017

13+г.Якутск

44

301

307

XII

2019

18+г.Якутск

82

431

483

XIII

2021

9+г.Якутск

26

85

89

XIV

2023

8+г.Якутск

32

212

234