РОЖИН Иван Николаевич

РОЖИН Иван Николаевич
РОЖИН Иван Николаевич

РОЖИН Иван Николаевич

(1922-1990)

Призван 08.41 из Таттинского улуса, демобилизован 04.44 г., умер в 1990 г., захоронен в п. Покровск

Родился 14 апреля 1922 г. в 1 Игидейском наслеге Таттинского улуса. Способный к учебе мальчик тянулся к новым знаниям, с первых лет обучения в нем проявились вкус к слову,  литературе, причем он наравне с родным языком прекрасно овладевал и русским литературным языком. Окончив успешно в родном наслеге школу, Иван в 1937-м году приехал в город Якутск учиться дальше. Легко поступил на педагогический рабочий факультет, который раньше сокращенно называли «рабфак». Учился с упоением, успешно переходил с курса на курс, увлеченно занимался творчеством, литературой. Студент Иван был постоянным участником литературного объединения, созданного при молодежной газете «Эдэр бассабыык». Творческую, одаренную молодежь учил-наставлял поэт Кюннюк Урастыров. Стихи Ивана Рожина впервые были напечатаны в 1939 году в газете «Бэлэм буол».

Грозный сорок первый год настиг девятнадцатилетнего Ивана на студенческой скамье. В жизнь, устремленную в будущее, к знаниям, нежданно ворвалась война. Отечество – в опасности. Иван 27 июля 1941 года добровольцем едет на войну. Новоиспеченных бойцов обучают военному делу, Ивана отправляют во второе Омское военно-пехотное училище, где готовили младших командиров. Нашему земляку не довелось окончить эти курсы – враг неотступно наступал на Ленинград. На защиту славного города были призваны Ленинградский и Волховский фронты. Так, в августе 1942 года впервые на поле брани попадает якутский парень Иван Рожин.

137 стрелковая бригада гвардейского корпуса 2-й ударной армии Волховского фронта, в составе которой сражался и боец Рожин, насмерть встала на защиту и оборону Ленинграда. На болотистых торфяниках близ села Синявино расположилась бригада, чтобы наступить на врага. Наступление началось в 5 часов утра. Фашисты засели на укрепленной высоте, с большими потерями советские войска заняли новую позицию, заставив немца отступить. К нашим подошло подкрепление, и с утра началась новая атака на фрицев. Бой был жестокий. Наш земляк получил тяжелое ранение – пуля чуть не задела сердце, прошла сквозь легкие. Потерявшего сознание друга бойцы вынесли из поля сражения. Иван пришел в себя на подводе, каждое движение причиняло невыносимую боль. Дорогу стал обстреливать враг. Ходячие раненые соскочили с подводок и попрятались, кто где мог. Тяжелораненый боец Иван один остался на поле зрения фрицев, которые не уставали стрелять. Тут  один из снарядов попал в лошадку, подводу сильно тряхнуло, и дальше Иван не помнит, как долго он пробыл в забытьи… Когда пришел в себя, он увидел лейтенанта с черными глазами. Судьба подарила ему земляка, командира роты Егора Догордурова, который дал распоряжение достать подводу в санчасть. Как вспоминает дочь И.Н. Рожина Людмила Ивановна, отец рассказывал, что этот земляк Егор был знаком ему еще со студенческих  лет – молодые люди вместе посещали литературное  объединение. Е.Догордуров был командиром разведроты, встретив раненого, погибающего на поле сражения знакомого земляка, помог вывести его из огня, спас от верной гибели.  На прощание он сказал  Ивану, чтобы, когда тот возвратится домой, рассказал о нем – о герое  разведчике. Лейтенант будто предчувствовал, что сам не вернется с войны. И.Рожин только после войны узнал, что в одном из неравных боев с врагом, выводя свою роту из окружения, Егор Догордуров пал смертью храбрых. Герой был награжден орденом Красного Знамени. Иван написал о нем и об этом случае статью в газету «Кыым».

…Полевую санчасть, куда доставили раненого И.Рожина, начали обстреливать. У Ивана из раны просачивалась кровь, и он мог пребывать только в сидячем положении. Ходячие раненые взбирались на машину, а нашего земляка два санитара понесли на носилках, но одного из них ранило, и Иван опять остался один лежать на земле, кругом рвались снаряды. Он, было, совсем распростился с жизнью, когда снова спасли его: медсестра Нина, усаживая раненых на машину, вспомнила, что нет якутенка, как она называла нашего земляка, и она послала за ним. Так Иван попал в Вологодский военный госпиталь. Чудом оставшийся жить боец перенес тяжелую операцию, полгода отходил от этого ранения, лечился. После госпиталя был признан годным к нестроевой службе, служил санинструктором санитарного поезда. После осложнения перенес вторую операцию. В апреле 1944 года  был признан негодным к военной службе и вернулся домой инвалидом третьей группы.

За боевые подвиги И.Н. Рожин награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над фашистской Германией», орденом Отечественной войны II степени.

И.Н. Рожин вернулся на родину в 1944 г. В 1948 г. он окончил филологический факультет Якутского педагогического института, был оставлен ассистентом: читал лекции по русской литературе и фольклору.

С 1953 г. Иван Николаевич работал учителем русского языка и литературы в Майинской средней школе Мегино-Кангаласского района, директором Майинской школы рабочей молодежи, завучем Покровской восьмилетней школы № 3 Орджоникидзевского района (ныне Хангаласского улуса), учителем русского языка и литературы Покровской школы № 1, методистом Орджоникидзевского районного методического кабинета, методистом районного Дома пионеров и школьников.

Где бы ни трудился Иван Николаевич, его всегда отличали высокий профессионализм, широкая эрудиция, огромная трудоспособность, исключительная добросовестность и любовь к детям.

Об Иване Николаевиче Рожине с глубокой благодарностью и любовью вспоминают и родные  и бывшие ученики, и коллеги, и просто знакомые люди.

Шараборина Айталина,

учащаяся 8 «а» класса Покровской СОШ № 1,

юный корреспондент детской студии «Чэчир»