Роль классного руководителя в повышении качества образования через использование ИОМ

Проект МБОУ «Техтюрская СОШ им А.Д. Широких»

Интерес к учению проявляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.                  

                                                                                                                      В.А.Сухомлинский

        Автор проекта:  К.В. Иванова, учитель русского языка

        Основная цель проекта: создание системы работы классного руководителя по повышению качества образования, в том числе через использование ИОМ.

        Участники проекта:

  • обучающиеся;
  • классный руководитель;
  • учителя-предметники;
  • родители.

        Задачи проекта:

  • определение наиболее эффективных компонентов работы классного руководителя по повышению качества образования;
  • разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • формирование познавательного интереса обучающихся;
  • контроль за учёбой обучающихся;
  • взаимодействие классного руководителя, учителя-предметника и родителей (законных представителей) в повышении качества образования.

        Сроки реализации проекта: 2019 — 2025 г.г.

        Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение качества и результативности образовательного процесса, улучшение учебных и внеучебных достижений обучающихся;
  • вовлечение родителей в активное участие в образовательном процессе;
  • повышение уровня удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов результатами образовательной деятельности.

Актуальность проекта

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к активной познавательной и общественно-трудовой деятельности. В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, который определяется критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации. Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом остается абстрактной, тогда как категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – покажет контрольная работа уже через месяц. Другими словами, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся в образовательной сфере.

                                             Содержание проектной деятельности

Взаимодействуя с учителями-предметниками классный руководитель,  выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом; знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и педагогов, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Совместно с учителями-предметниками организую поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Стараюсь систематически информировать учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, привлекаю учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогаю педагогам скорректировать их действия. Считаю необходимым ознакомить учителей с особенностями психического и физического развития детей, имеющих отклонения в развитии и со специальными способами педагогического влияния на таких детей

Во избежание конфликтных ситуаций регулирую отношения учителей и родителей, информирую педагогов об особенностях семейного воспитания,  организую  встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и проблемах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Привлекаю учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, к подготовке и проведению собраний с родителями по вопросам выбора кружка, факультативов, консультаций.

При взаимодействии с учителями-предметниками и родителями (законными представителями) использую следующие формы работы:

  • посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке;
  • отслеживание выполнения классом контрольных работ;
  • участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад,  предметных недель;
  • осуществление преемственности с учителем начальных классов;
  • приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания по вопросам успеваемости, поведения;
  • беседы классного руководителя с учителями- предметниками;
  • приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум, практикуемый в нашей школе. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Также одной из активных форм работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы направляю на предупреждение возможных трудностей и конфликтов. Стараюсь проводить такие беседы в формате совместных  размышлений, совместного поиска решения той или иной проблемы.  

Основным помощником в моей работе классного руководителя по повышению качества образования является маршрутная система обучения – использование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (далее – ИОМ), о которых я хочу рассказать более подробно.  Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении учеников, максимально учитывает способности детей, определяет их личную траекторию образования и развития.   

Как это происходит?

                                     Индивидуальный образовательный маршрут ученика  

Применение ИОМ содействует приспособлению образовательного процесса к конкретному ученику, его интересам, возможностям и склонностям, поэтому является эффективным способом оказания помощи ученику в достижении желаемых результатов в обучении. В основе ИОМ лежит гибкий подход к обучению, который позволяет регулировать темп и содержание занятий в соответствии с потребностями каждого ученика. 

Наша школа начала реализовывать пилотный проект «Индивидуальный образовательный маршрут» с 2018 года. Вначале как пилотный проект с 5 по 11 класс, а с 2019 г. ИОМ был введен в 5 классе.

В начале I и III четвертей учебного года в школе традиционно проводится день открытых дверей, во время которого ребенок с родителем (законным представителем) по графику подходит к каждому учителю — предметнику с листом образовательного маршрута. В ходе индивидуальной беседы вместе с учителем выставляются оценки, планируется работа по устранению пробелов и определяются новые задачи на следующую учебную четверть и год.

Схема образовательного маршрута обучающегося

Вот так выглядит титульный лист индивидуального образовательного маршрута ребенка, на котором содержится информация о ребенке, его родителях, о будущей профессии и предметах, по которым будут сдаваться ОГЭ и ЕГЭ.

ФИО обучающегося:

Дата рождения

Класс

ФИО родителей:

Мать____

Отец____

Моя цель в жизни: Хочу хорошо закончить школу, и поступить учебное заведение (указывается конкретное заведение).

Если есть изменения (с указанием даты)__________

К ОГЭ, ЕГЭ буду готовиться по следующим предметам:

Так как я хочу стать (указываются профессия, специальность), то буду сдавать предметы, которые нужны для поступления в соответствующий ВУЗ, а именно (с помощью учителя указываются предметы).

Дата____________

Следующий лист индивидуального образовательного маршрута разбит на колонки, на которых учащийся ставит перед собой цель получить желаемые оценки по определенным предметам, и работает над этим (см. Приложение 1).

Далее с листом образовательного маршрута ребенок вместе с родителем подходит к учителю-предметнику, выставляются оценки (учитель записывает способности ребенка, прилежание, выполнение домашних заданий, затем дает рекомендации) и ставятся цели на следующую четверть (см. Приложение 2).

В конце каждой четверти я подвожу итоги в виде таблицы и сводных цифр в процентах, которые озвучиваю перед детьми на классном часе, затем на родительском собрании. После чего каждый из учеников и родителей для себя делает выводы и ставит перед собой новые задачи на следующую учебную четверть и год.  

Динамика успеваемости класса за 3 года показывает, что у учащегося в 5 классе по итогам 3-й четверти стояли неудовлетворительные оценки, а к концу учебного года наблюдается тенденция к улучшению в результате совместной работы ученика, родителей, классного руководителя и учителей-предметников (см. Приложение 3).

При возникающих вопросах у ребенка и родителей, связанных с обучением, я привлекаю учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и советую им скорректировать действия для улучшения результатов.

Заключение

Трудно переоценить роль классного руководителя в повышении качества образования школьников. Классный руководитель не может заменить учителей по всем предметам. Но, он может добиться того, чтобы ребенок сам начал стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Он может помочь ученику в повышении мотивации к преодолению трудностей, создании ситуации успеха; в оценивании прогресса и достижений каждого ученика в соответствии с его индивидуальными целями. Он может побудить учителей-предметников и родителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся. И во всем этом помощником ему станет использование ИОМ, что делает маршрутную систему обучения необходимым компонентом образовательного процесса в школе.

                                                    К.В.Иванова, учитель русского языка и литературы                                  

                                                             Техтюрской СОШ, классный руководитель

 

 

 

                                                                                                                                 Приложение 1

 

предмет

2019-2020

I полугодие

2019-2020

II полугодие

2020-2021

I полугодие

цель

итог

цель

итог

цель

итог

Алгебра (математ)

4

3

4

4

5

  4

Геометрия

 

 

 

 

 

 

Русский язык

4

3

4

4

5

  5

Русская литература

5

4

5

5

5

  5

Якутский язык

5

5

5

5

5

  5

Якутская литерат.

5

5

5

5

5

  5

История

5

4

4

5

5

  4

Обществознание

 

 

 

 

5

  5

Биология

4

4

5

5

5

  5

География

5

5

5

5

5

  5

Английский язык

4

4

5

5

5

 

                                                                                                               Приложение 2

                                                                                                                     Приложение 3

Ф.И.

4 класс

5 класс

1чт

2чт

3чт

4чт

год

1чт

2чт

3чт

4чт

год

1

Ученик 1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

О

Х

Х

2

Ученик 2

У

Х

Х

У

Х

У

У

У

У

У

3

Ученик 3

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

4

Ученик 4

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

5

Ученик 5

У

У

У

У

У

У

н\у

У

У

У

6

Ученик 6

О

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

7

Ученик 7

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

8

Ученик 8

У

Х

Х

Х

Х

У

У

У

У

У

9

Ученик 9

У

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

10

Ученик 10

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

11

Ученик 11

Х

Х

У

Х

Х

У

У

У

Х

У

12

Ученик 12

У

Х

У

Х

Х

Х

У

У

У

У

13

Ученик 13

н/у

н/у

н/у

у

У

У

У

У

У

У

 

% успеваем

92

92

92

100

100

100

92

100

100

100

 

% качества

42

77

62

69

77

54

46

46

54

46

 

примеч

Одна «3»по матем (Д, С), Я ОРКСЭ

 

Одна «3» Т (англ)

 

Одна «4» С (матем)

 

Ж (матем)

 

Л (родн)

С (матем)

Т (англ)